Shostakovich <br>Symphony No. 11 «The Year 1905» <br>Vladimir Jurowski <br>London Philharmonic Orchestra <br>LPO
Релизы

Shostakovich
Symphony No. 11 «The Year 1905»
Vladimir Jurowski
London Philharmonic Orchestra
LPO

Владимир Юровский и Лондонский филармонический оркестр представляют новый альбом с музыкой Шостаковича. На лейбле оркестра издана концертная запись Одиннадцатой симфонии, прозвучавшей в прошлом сезоне в Королевском фестивальном зале. Новый альбом стал второй (из выпущенных на диске) большой совместной работой лондонцев и маэстро над симфоническим наследием композитора. Напомню, релиз, опубликованный в 2014 году и включавший записи Шестой и Четырнадцатой симфоний, был с восторгом встречен западной критикой и номинирован на Международную премию в области классической музыки (ICMA).

Нынешняя запись подтверждает формулу, высказанную некогда журналистом Financial Times Ричардом Фэйрманом: «Мало кто из дирижеров может сравниться с Юровским в исполнении симфоний Шостаковича». Эта запись, возможно, демонстрирует один из важнейших приемов Владимира Михайловича: выступая против очевидной интерпретации, он пытается заглянуть за возможный горизонт осмысления темы (в данном случае – революционных событий 1905 года), подчеркивая ее вневременной характер – и это несмотря на объявленную программу каждой части и их фактурно-иллюстративный материал.

Работая с этим первичным музыкально-смысловым слоем, Юровский мастерски препарирует его очевидную структуру, привнося в нее большую метафоричность. Если симфония открывается плотным холодным звучанием, то в исполнении оркестра оно вдруг обретает черты камерности, прозрачности, отрешенности. Если народные темы звучат сурово и даже грубо, то они же вдруг увлекают своей трогательностью и нежностью. Траурность обретает черты ритуальности, оборачивается неким магическим заклинанием. Простое становится сложным.

Колючий холод «Дворцовой площади» растворяет пространство. Дуэт флейт на этом фоне – нежнейший огонек, из которого, конечно, «возгорится пламя». Каждое проведение темы на материале песни «Слушай!» раскрывается по-новому – от трогательно-неуклюжих до уверенно-зловещих интонаций. Опасность удариться в озвучивание картинки народного восстания преодолевается в Аллегро. Как сдавленная пружина, потенциал используемых мелодий находит в этой части разрешение – и чем дальше, тем сложнее сжать эту пружину. Блестящие ансамбли духовых и ударных обеспечивают взрывные кульминации, выстроенные по всем законам драматургии.

Адажио – попытка посмотреть на события более чем столетней давности с позиции современного человека, окруженного со всех сторон мнениями, теориями и меняющимися политическими повестками. Юровский не экспортирует «русский бунт», завернув товар в кроваво-красную обертку. Сама музыка, даже с ее отсылками к заэксплуатированной народности, становится определяющей. За ней – обличительная сила истины, перед которой ретируются даже самые убедительные концепты и теории. Человекоубийство, несправедливость и угнетение – это не про вчера. Финальное ускорение захлебывается от своего же напора и проваливается в бездну. Нет ничего, кроме бесконечного круга истории, в котором набатом отзываются мечты человечества о счастье.