Shostakovich. Symphony No. 13 «Babi Yar» <br>Kirill Karabits <br>RUSSIAN NATIONAL ORCHESTRA <br>Oleg Tsibulko <br>Askonas Holt Релизы

Shostakovich. Symphony No. 13 «Babi Yar»
Kirill Karabits
RUSSIAN NATIONAL ORCHESTRA
Oleg Tsibulko
Askonas Holt

Настало время, когда современному поколению людей уже необходимо объяснять, что такое «Бабий Яр». Хотя еще недавно кровавый кошмар и ужасающий акт геноцида евреев на окраине Киева казался неизлечимой и незабываемой исторической раной. Страшно, поскольку от этих трагических событий времен Великой Отечественной войны нас отделяет всего одна человеческая жизнь. Рана неизлечимой, безусловно, останется на веки вечные. И пусть людская память коротка, зато есть память музыкальная – гарантия незабвенности.

В какой музыке наиболее честно визуализируется русская история второй половины XX века? Многие согласятся: в первую очередь, это Шостакович. Симфонию «Бабий Яр» можно было бы назвать переломной в творчестве композитора, если бы переломными для него не были буквально все сочинения. Но именно Тринадцатая, написанная на стихи Евгения Евтушенко, стоит особняком: кажется, почти всегда музыка Шостаковича гипертрофирована, болезненна и жестка, но здесь все перечисленное возведено в высшую степень. И поэтому самое сложное для исполнителей – сделать все просто. Учитывая известные студийные записи разных лет, оставить для нас идеальный вариант не удалось почти никому.

За полсотни лет накопилось уже около трех десятков студийных записей симфонии. Новый вариант от Российского национального оркестра под управлением Кирилла Карабица спродюсирован британским лейблом Askonas Holt. Свежая интерпретация вполне достойно встает в один ряд с версиями Кондрашина, Мазура, Янсонса. Но не благодаря концепции, а только лишь по качеству исполнения. Сразу слышно, что Карабицу хотелось сделать ставку на четкое следование драматургическому замыслу автора: Шостакович намеренно отказался от псевдологичного вокально-симфонического жанра в пользу абсолютного симфонизма, выстроив соответствующим образом музыкальную ткань. Сюжетно части не связаны, а музыкально-тематически мощнейше сопряжены – дирижеру удалось представить целостность симфонии даже ощутимее, чем это получилось у его великих предшественников. Но не всегда у него получалось совладать с комической материей, хотя нам сегодня ядовитый и крайне специфический гротеск Шостаковича уловить, а тем более воплотить, трудно – наглядный пример изменчивости времени и восприятия. К слову, у потомков рухнувшей страны хотя бы есть на это генетический шанс, а иностранцы попросту никогда не поймут и половины смысловых этажей музыки Шостаковича, даже после глубоко искреннего погружения в самую правдивую историю Советского Союза.

Музыканты РНО со всеми поставленными перед ними задачами справились безукоризненно: получилось одновременно все рассчитать по гамбургскому счету, но с вдохновением и сопереживанием. Прекрасно слышна выдающаяся работа двух хоров над точностью слова и ясностью смысла – Хора Академии имени В. С. Попова и Хора имени А. Д. Кожевникова.

Жаль, неординарный и талантливый бас Олег Цыбулько, записавший сольную партию, имел дело не со своим репертуаром – распространенная проблема многих вокалистов. Хотя с технической точки зрения придраться практически не к чему, в части «Страхи» певец и вовсе заставляет себя слушать, приковывает. Но, так или иначе, тембр и тип голоса имеет в этой симфонии особое, чуть ли не сакральное значение, им невозможно пренебречь в погоне за новизной своего прочтения. Шостакович выбирал для премьеры между Ведерниковым, Гмырей, Эйзеном. А когда «Бабий Яр» поет россиниевский бас – поверить ему сложно.