Штокхаузен по мобильнику События

Штокхаузен по мобильнику

Ассоциация народных и хоровых коллективов РМС провела конференцию в Туле

Во всех тональностях и для всех национальностей

Город пряников, самоваров и оружия также славен и своими хоровыми традициями. Об этом неоднократно вспоминали 1 февраля, в день 100-летия Иосифа Михайловского – известного дирижера и деятеля, в прошлом художественного руководителя Тульского государственного хора и Тульской областной филармонии. Жизненный путь этого человека, прошедшего войну за штурвалом истребителя, севшего второй раз на студенческую скамью в Московской консерватории, чтобы постичь законы музыкальной механики, и поехавшего в провинцию, чтобы там поднимать культуру, – в какой-то мере стал нравственным ориентиром для собравшихся в Колонном зале Дворянского собрания.

Высокие помыслы и цели – вот чем запомнилась эта встреча, на которую съехалось свыше 60 известных представителей профессионального сообщества из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Новосибирска, Саратова, Казани, Барнаула, Красноярска, Улан-Удэ, Магнитогорска, Томска, Нижнего Новгорода, Московской области, Калуги, Боровска, Тулы, представивших шесть федеральных округов России.

Приветствуя собрание, Генеральный директор РМС Александр Клевицкий сумел сказать о важном, избегая пафоса: «Российский музыкальный союз создан, чтобы развивать нашу музыку во всех жанрах. Но лично для меня как для композитора и для деятеля особенно любимым является хоровое искусство. Это красиво, это практично – можно проводить концерты в любом зале, без аккомпанемента рояля или оркестра. Я бы предложил девиз для нашей встречи: “Во всех тональностях и для всех национальностей”».

Время кроссовера

Выбор модного ныне формата панельной дискуссии позволил участникам живо реагировать на выступления друг друга. Горячо и неформально разговор вначале шел вокруг современного репертуара: что, как и для кого петь. Для ректора РАМ имени Гнесиных Александра Рыжинского очевидно: Шёнберг, Булез и Штокхаузен – это круто и увлекательно, ведь сама графическая запись таких произведений – повод для детективного расследования замысла автора. Ему темпераментно парировала руководитель Государственного камерного хора Республики Татарстан Миляуша Таминдарова: «Мы имеем дело с неподготовленными вокалистами, троечниками, которые даже известную классику учат с телефона. Почему публика готова платить по десять тысяч за Стаса Михайлова?  Он обволакивает тембром своего голоса людей, которые воспринимают прежде всего сумму обертонов. Сегодня – время кроссовера. Хор – социальный камертон общества. Сейчас потребность в синтезе искусств, в 3D-звучании. А хор – монозвучание. Я добиваюсь объемности и считаю, что нет джазового звука, эстрадного, церковного – пение или насыщено обертонами, или нет».

Точку зрения менеджера высказал Дмитрий Гринченко, руководитель Русского концертного агентства: «Нельзя отсекать “непопулярные” жанры, сжимать рынок. Вслед за этим мы отсекаем публику, которая, пресытившись классикой, перестанет ходить и на Шестую симфонию Чайковского».

«А нам бы в Петрозаводске, наоборот, хотелось бы побольше Булеза, Штокхаузена. Нам такой музыки не хватает, – включился в спор ректор Петрозаводской консерватории Алексей Кубышкин. – Карелия – многонациональная республика, но коренные народы составляют около 8 процентов населения, остальные – русские, украинцы. Парадоксально, но за 100 лет существования республика никогда не имела профессионального академического хора. Только с марта 2020 года, благодаря усилиям консерватории, организуется первый профессиональный коллектив, пока камерный мужской хор, но хотя бы сделан первый шаг». «Думать только о традициях, сохранять корни, не имея кроны, бессмысленно, – это уже мнение проректора по научно-исследовательской работе Казанской консерватории Юрия Карпова. – Нужно сделать учебник для хоровиков по репертуару». Разговор уже перешел в плоскость образования.

Все это логично подвело к главной цели встречи – обсуждению всероссийского мастер-класса «Хормейстеры XXI века», мега-проекта Александра Соловьёва, руководителя Ассоциации народных и хоровых коллективов РМС и инициатора конференции. К встрече в Туле он подготовился основательно. Всем участникам были вручены буклеты конференции, где были перечислены многочисленные «ивенты», состоявшиеся под эгидой Ассоциации за последние полтора года, и только что вышедшие в издательстве «Композитор» сборники из новой серии «Репертуар хормейстера XXI века». В одном – сочинения Александра Клевицкого, как раз написанные на стыке жанров – с эстрадными интонациями, но весьма «навороченными» фактурными приемами. В другом – классические сочинения Моцарта, Генделя, Баха в современных «одеждах» от кутюрье композитора Кузьмы Бодрова.

Контрольный выстрел

Хотя доклады были разбиты на три блока, но по ходу выступлений стали вырисовываться «сквозные сюжеты». Например, о том, что с каждым годом Министерство образования уменьшает контрольные цифры приема, а иначе говоря, количество поступающих в вузы сокращается и сокращается. Отсюда встают проблемы нехватки кадров для работы с любительскими и детскими хорами, сокращение численности студенческих хоров в колледжах и консерваториях. Ректор Саратовской консерватории Александр Занорин также предложил попробовать выступить с инициативой поддержки на федеральном уровне специалистов, чтобы поднимать хоровую культуру в отдаленных муниципалитетах: «Есть программа “земский доктор”, мог бы быть и “земский работник культуры”».

Фольклорный ансамбль «Ладушки»

Споемте, друзья

Другим лейтмотивом стал вопрос о нерешенной проблеме отсутствия «уроков музыки» в общеобразовательных школах и о низкой квалификации ведущих их педагогов. На сегодняшний день школы по-прежнему вправе сами решать, будет ли у них предмет музыка или нет, и дети могут проучиться 11 лет и вообще не иметь представления о музыкальной культуре. Инесса Грицай, депутат Барнаульской городской Думы, художественный руководитель детского хора «Сентябринки» и Барнаульского детского академического хора поделилась «сюжетом из жизни», когда педагог, ведущий урок музыки, дал детям домашнее задание: выяснить денежную стоимость Гран-при последнего Международного конкурса имени П.И.Чайковского.

Вообще, руководители детских хоров оказались обладателями «бойцовских» характеров. Лариса Яруцкая (Санкт-Петербургский институт культуры) показала сборники с сочинениями современных петербургских композиторов для детского хора, рекомендовав их активное внедрение центрами учебно-методического воспитания (методкабинетами). Элегантная Елена Веремеенко, руководитель детского хора «Пионерия» имени Г.А.Струве, казалось, была готова пойти на баррикады. Она с болью говорила о разнице в финансировании предпрофессионального образования и дополнительных образовательных программ. О том, что для выявления талантливых детей нужен очень большой охват, массовость, поэтому любительские коллективы, студии нуждаются в не меньшей поддержке. Ее детский хор «Пионерия», хоть и любительский, а «засветился» за эти годы в очень серьезных проектах. А на конференции совместно с хором Центра одаренных детей Тульской области  «Мастерская талантов» исполнил со сценическим движением композицию Adiemus современного британского композитора К.Дженкинса – иллюстрируя разговор о репертуарных границах.

Во поле береза стояла

Интересной оказалась дискуссия и по вопросам развития народно-певческой традиции. Ее открыла Марина Медведева, заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных. Директор Тульской филармонии Елена Руднева рассказала о расцвете фольклорных коллективов в Тульской области за последние 25 лет, подчеркнув, что «мы занимаемся реанимацией народной певческой традиции». Ирина Брыкова, художественный руководитель тульского детского народного  фольклорного ансамбля «Ладушки», привела статистику: «У нас есть три учебных заведения, где готовят фольклористов. Открыт Центр для одаренных детей, при котором три ансамбля. Еще работают три филармонических коллектива. Через слово, театрализацию народная песня стала понятна детям. Так мы формируем вкус и любовь зрителей». Несколько таких номеров  ансамбль «Ладушки» продемонстрировал участникам и гостям конференции. Девочки лет 12-14 в традиционных костюмах, аккомпанируя себе на балалайке, держались серьезно и с достоинством. На вопрос, как они себя чувствуют в этих «музейных» нарядах, ответили так: «Мы представляем себя в образе женщин прошлых времен, как героинь русской истории».

Идея театрализации через создание единого сюжета из песен является сейчас трендом в народных коллективах – об этом говорила и Лариса Экард, представлявшая Сибирский институт искусств. Она предложила еще один проект – конкурс народно-певческих коллективов имени основоположника народно-певческого образования в Красноярском крае Николая Шульпекова. Эту тему подхватил композитор, дирижер и декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской консерватории Сергей Екимов, представивший свои хоровые опусы и новый конкурс хоровых дирижеров имени Валерия Успенского.

Завершило конференцию выступление эстрадного молодежного коллектива «Дар-хор» (DаrChoir), созданного хормейстером Сергеем Васильевым в Тульском колледже искусств имени А.С.Даргомыжского, закольцевав тем самым разговор о значимости кроссовера.

И немножко классики

После четырехчасового мозгового штурма требовалась разрядка, и она наступила в виде концерта. Булеза оставили на следующий раз, а в честь 100-летия Михайловского спели и сыграли сочинения С.Рахманинова, показав всю мощь и потенциал хорового братства. На сцене Колонного зала выстроился сводный коллектив, объединивший под руководством Александра Соловьёва Тульский государственный хор, Камерный хор Московской консерватории, воспитанников «Мастерской талантов» и Детский хор «Пионерия». На рояле аккомпанировала и сыграла оригинальный сольный блок Екатерина Мечетина, активно участвовавшая и в конференции как руководитель Гильдии академического исполнительства РМС, найдя время еще встретиться накануне с юными тульскими пианистами в ДМШ имени Г.З.Райхеля. Последняя часть программы стала дирижерским дефиле: свое искусство продемонстрировали Александр Рыжинский, Александр Занорин, Алексей Кубышкин, Сергей Екимов. Ну а те, кому Рахманинова показалось мало, «перетекли» в большой Концертный зал филармонии и посмотрели «Царскую невесту» Римского-Корсакова в semi-stage-версии режиссера Полины Бертэн с участием победительницы «Большой оперы» Полины Шамаевой и маэстро Владислава Лаврика.

Александр Соловьёв, Алексей Кубышкин, Екатерина Мечетина, Сергей Екимов, Александр Рыжинский, Георгий Августинович, Александр Занорин
Татьяна Рыбкина,
министр культуры Тульской области

Сегодня в Тульской области я наблюдаю ренессанс хорового искусства, поэтому неслучайно, что эта представительная конференция Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза проходит у нас. Знаменателен день собрания, 1 февраля, когда мы отмечали 100-летие Иосифа Александровича Михайловского. Мне повезло, что я, тогда еще совсем юная, имела возможность общаться с этим действительно гениальным человеком. На моих глазах он создавал Детскую филармонию, приглашал и организовывал коллективы. Иосиф Александрович всегда отстаивал академическую линию, понимал, как важен стержень классики, выбирал доступные формы, чтобы приобщать самых разных людей к искусству. После его ухода из жизни были разные времена, лихие  1990-е, отразившиеся и на культуре нашей области. Малые города, куда одно время с удовольствием ездили артисты, потеряли тогда свои клубы, сценические площадки… Ниточку хорового искусства сохраняли как раз колледжи, где  работали педагоги, выходцы из Тульского музыкального училища, а затем Саратовской консерватории. Они  держали «планку», выпускали хороших музыкантов, которые шли дальше в детские школы.

Как я уже сказала, в последние годы вижу, как всё возрождается. Многое определил приход на пост Губернатора Алексея Геннадьевича Дюмина; нас активно поддерживает Министерство культуры РФ, что дало импульс  для развития всех областей культуры, в том числе и музыкальной.

Открылся Центр одаренных детей, стало престижно заниматься музыкой, творчеством. Есть хор в музыкальной школе, он участник сводного Хора России. Я бы отметила «Дар-хор» Колледжа имени А.С.Даргомыжского – интересный, яркий молодежный коллектив, участвовавший в Фестивале творческих сообществ «Таврида – АРТ».

Два года назад на базе филармонии был создан симфонический оркестр, на его основе мы развиваем проекты оперы в концертном исполнении – ведь в Туле нет ни оперного театра, ни театра музкомедии, а туляки интересуются этими жанрами. Для меня это особенно близкое направление, ведь после Тульского музыкального училища я окончила как музыковед Свердловскую (сейчас Уральскую) консерваторию и аспирантуру Гнесинской академии, и моя кандидатская диссертация связана с темой синтеза искусств, связи музыки, слова, танца.

Конечно, всё держится на персоналиях. Благодаря стратегическому видению директора Тульской областной филармонии Елены Юрьевны Рудневой возглавить Тульский государственный хор был приглашен известный  дирижер, профессор Московской консерватории Александр Владиславович Соловьёв, принесший с собой флюиды столичного уровня, вкуса. Благодаря ему коллектив зазвучал по-новому, поднял творческую и качественную планку, стал выезжать в Москву, участвовать в статусных фестивалях, таких как Платоновский фестиваль в Воронеже, Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи… Работа в Тульском государственном хоре стала престижной, люди теперь стремятся сюда попасть, создается клуб любителей пения, на базе коллектива проводится уже ставший престижным Международный конкурс хоровых дирижеров имени И.А.Михайловского.

За эти годы в филармонии сформировался устойчивый круг слушателей, классических концертов много, и они  часто проходят при аншлагах. Конечно, есть куда стремиться, расширяться… Второй год мы проводим силами филармонических коллективов программы в пространстве Тульского кремля, а в этом году широко отметим его 500-летие. Здорово, что в летнее время по выходным там звучит классика, и люди могут свободно приобщаться к ней…

Михайловского как-то спросили, а что нужно делать, чтобы люди стали ходить слушать классическую музыку? Он ответил: «Нужно просто хорошо играть».

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады

Узнанные имена События

Узнанные имена

В «Сириусе» завершился конкурс «Созвездие»

Обыкновенное чудо События

Обыкновенное чудо

В Екатеринбурге состоялась мировая премьера балета «Сказки Перро»

Возьмите мое сердце События

Возьмите мое сердце

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, а затем дважды в Москве, в «Зарядье», хор и оркестр musicAeterna под управлением Курентзиса исполнили «Страсти по Матфею» Баха