Штормит, но мы держимся События

Штормит, но мы держимся

Конкурсная программа «Золотой Маски» движется к финишу с минимальным количеством потерь в разделе музыкального театра

На фоне всеобщего культурного шторма, вызванного политической повесткой последнего месяца, музыкальная афиша национальной театральной премии «Золотая Маска» выглядит довольно устойчиво. Половина конкурсной программы позади. На текущий момент отмена коснулась лишь одного спектакля — мюзикла «Мисс Сайгон» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, сюжет которого повествует о любви вьетнамской девушки и американского солдата (и воспринимается едва ли не ремейком пуччиниевской «Чио-чио-сан»).

Как сообщила пресс-служба «Золотой Маски», официальная причина, по которой постановку не привезли в столицу: «В московском показе не смог принять участие один из артистов, а по лицензионному соглашению замена невозможна». (К слову, на сложности многочисленных согласований с правообладателем мюзикла сетовал на августовской пресс-конференции по случаю открытия сезона и директор театра Юрий Шварцкопф).

Впрочем, московский зритель все же встретился с труппой легендарной «Музкомедии». Театр решил компенсировать ожидания публики, представив на сцене «Зала Стравинского» «Геликон оперы» в качестве замены премьеру нынешнего сезона — мюзикл «Моя прекрасная леди» в постановке Григория Дитятковского. Блестящий спектакль с точки зрения режиссерских находок и россыпи актерских работ. Беспроигрышный с точки зрения политкорректности. Его показ прошел 22 марта вне конкурсной программы. Постановка же «Мисс Сайгон», отмеченная четырьмя номинациями (мюзикл, работа художника по свету Дениса Солнцева, женская роль — Дарья Ким, мужская роль — Марат Абдрахимов) не выпала из числа конкурсантов благодаря тому, что жюри смогло посмотреть ее два дня спустя в Петербурге.

К сожалению, в ближайшем прогнозе — отмена московских гастролей Красноярского театра оперы и балета. Причина прозаична: в связи с текущей обстановкой кардинально изменились тарифы на авиа и железнодорожные билеты, и финансовая сторона поездки, учитывая размеры коллектива, стала неподъемной. Запланированные на начало апреля показы сохранятся, но пройдут в Красноярске, куда отправится жюри музыкального театра. Остальным же страждущим остается лишь предполагать, насколько актуальной выглядит сегодня «дважды запрещенная» (в 1867 году Александром II, в 1936 году Вячеславом Молотовым) фарс-оперетта «Богатыри» Бородина. Особенно если учесть, что в новой версии действие перенесено в исправительную колонию, а поэтика повествования о лжебогатырстве строится на стыке русской сказочности, отсылок к царской империи, сталинскому режиму и ельцинской России (либретто принадлежит молодому поэту Алексею Боброву с использованием текстов Виктора Крылова и Демьяна Бедного). Постановка номинирована как лучший оперный спектакль, а также в частных разделах — за работу дирижера Ивана Великанова, режиссера Сергея Боброва, художника по костюмам Елены Зайцевой, женскую роль Дарьи Рябинко и мужскую Михаила Пирогова.

К размышлениям призывает и другая работа красноярцев — балет «Ленинградская симфония (Lamento / Плач)», постановка которого планировалась к юбилею Победы в Великой Отечественной войне, но из-за ковидных ограничений была отложена на год. «Спектакль необычен по форме, в нем сплетены воедино разножанровая музыка, народное творчество, балет, элементы драматического искусства и документалистики. Современную музыку композитора Алексея Сюмака сменяет Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича и народная песня «Черный ворон». Это душа народа, который победил в этой войне. Именно ту войну со стороны каждого отдельного человека, его внутреннего эмоционального состояния и хотелось передать», — из высказывания Сергея Боброва о спектакле. Как же изменился контекст слов, высказанных год назад! Спектакль заявлен в трех номинациях — лучший балет, работа дирижера (Иван Великанов), работа художника по свету (Руслан Майоров).

Сцена из спектакля «Кармен». Наталья Ляскова — Кармен 

Однако самыми пророческими в масочной афише выглядят две пермские постановки — «Кармен» (Театр оперы и балета), представленная 11 марта на сцене МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, и «Антигона» (Театр-Театр), показанная на сцене РАМТ не один, как было запланировано, а два вечера подряд  — 14 и 15 марта (учитывая количество желающих увидеть спектакль, был организован открытый прогон спектакля).

В «Кармен» режиссерская и музыкальная интерпретации настолько далеки от первоисточника, что, думается, правильнее было бы рассматривать постановку как музыкально-драматическую композицию Константина Богомолова и Филиппа Чижевского по мотивам оперы Жоржа Бизе (об этом, впрочем, неоднократно высказывались критики, да и сама постановка становилась предметом рецензий и дискуссий, в том числе на страницах «Музыкальной жизни»). Во время московского показа на сцене МАМТ Богомолов и сам, кажется, испытывал неловкость от того, насколько его режиссерские фантазии (с переносом места и времени действия в Одессу накануне и после Октябрьской революции) попали в нерв политического контекста. Во всяком случае в двухминутном, предваряющим спектакль спиче режиссер счел нужным подчеркнуть, что «спектакль создавался год назад и идет сегодня в том же виде». Помимо основной номинации («лучший оперный спектакль») постановка выдвинута в пяти частных — работа дирижера (Филипп Чижевский), работа режиссера (Константин Богомолов), работа художника и художника по костюмам (в обеих номинациях отмечена Лариса Ломакина), женская роль (Наталия Ляскова — Кармен).

Сцена из спектакля «Антигона». Альберт Макаров — Креонт

В отличие от саркастично-развязной «Кармен» Богомолова-Чижевского, «Антигона» Жени Беркович (либретто) и Ольги Шайдуллиной (музыка) завораживает пронзительной трагичностью. Смотреть и слушать больно. Не смотреть и не слушать нельзя. Это первое и главное, что колет, начиная с первых тактов пролога задыхающегося от смрада трупов (или от страха и лжи?) Хора. Мы все задыхаемся! В этом спектакле важна каждая деталь.  Каждое слово. Каждый жест. Каждый артист здесь на своем месте, в максимальной точке возможностей собственного таланта. «Опера для драматических артистов» (как обозначили жанр постановщики) — это мир, где каждый делает максимум возможного. Поет как артист мюзикла. Играет как актер драматического театра. Двигается с пластикой танцовщика. Проживает спектакль как свою собственную жизнь. И держит другого на расстоянии дружеского плеча. На кирпичиках этой поддержки и выстраивается спектакль. Как единый мир. «Антигона» номинирована как лучший спектакль в разделе оперетты-мюзикла (по своей стилистике спектакль, действительно, ближе к мюзиклу, нежели к опере), а также отмечена в восьми частных номинациях: за работу дирижера (Владимир Никитенков), режиссера (Роман Феодори), композитора (Ольга Шайдуллина), художника (Даниил Ахмедов), художника по костюмам (Даниил Ахмедов), художника по свету (Тарас Михалевский), женская роль (Эва Мильграм) и мужская роль (Альберт Макаров).

В заключении хочется добавить, что в текущей ситуации, когда культурные новости выглядят как сводки потерь, трудно не порадоваться тому (как бы это странно не звучало), что спектакли с международными кастами в масочной афише были показаны ранее. Сегодня уже можно констатировать, что нам повезло увидеть и услышать интернациональные составы в ко-продукционных «Ариоданте» и «Саломее» Большого театра.  Благодаря тому, что они пришлись на время, когда ковидный локдаун уже отступил, а политический еще не наступил.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»