«Штучные товары» Конкурса Елены Образцовой События

«Штучные товары» Конкурса Елены Образцовой

В Санкт-Петербурге завершился II тур Конкурса Елены Образцовой

Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой обеспечивает редкое удовольствие меломанам и профессионалам, поскольку невозможно обсуждать какую-то «общую картину», хочется говорить о деталях. Есть стоящие голоса, есть индивидуальности и певцы, которых мы вправе называть открытиями.

Состав жюри XIII Конкурса, пожалуй, добавляет участникам к естественному волнению еще и чувство подлинного пиетета. Имена Маквалы Касрашвили, Ольги Бородиной, Марины Мещеряковой, Сергея Лейферкуса и Ларисы Гергиевой не нуждаются в комментариях. Но важно отметить главное: они не только признанные мастера вокального искусства, но и авторитетные эксперты в этой области. Вместе с ними конкурсантов судят театральные менеджеры: Тедди Герстель (Швейцария) и Джулия Лагаузер (Франция), и на третьем туре к ним присоединится Алессандро Ариози (Италия).

В первом туре члены жюри послушали 163 вокалиста из 12 стран, отобрав для участия в полуфинале 49 человек. Цифры велики, но оправданны. Во втором туре не оказалось ни одного певца, кого можно было бы упрекнуть в отсутствии «природы». И можно понять, почему жюри решило услышать их вновь. Конечно, при более подробном знакомстве, когда помимо арий нужно было еще спеть и камерную музыку, что-то лучше прояснялось. Например, был шанс убедиться, что кого-то все же не будет слышно в сопровождении оркестра или понять, что чрезмерное вибрато, плохую дикцию и проблемы с дыханием нельзя списать на волнение. Но все же большинство участников имели полное право перейти во второй тур.

Первым открытием конкурса стал тенор Абильдин Кудайберген из Казахстана. С замечательным концертмейстером Ребеккой Магомедовой они звучали как слаженный концертный дуэт – редкость для конкурсных прослушиваний. Пожалуй, только им и удалось достичь такого эффекта. Выступление певца вообще оказалось за рамками конкурсного формата: например, арию Рудольфа из «Богемы» Пуччини он спел, подарив слушателям ощущение оперного спектакля, не злоупотребляя при этом «артистизмом».

Явным фаворитом оказался и монгольский бас Сосорбарам Бат-Эрдэнэ, которому всего 22 года! Еще на последнем Конкурсе Чайковского можно было заметить, что монголы обладают какими-то тайными знаниями и сверхспособностями! Если говорить серьезно, поражает уже сам по себе голос: большой, на всем диапазоне тембрально окрашенный и полетный. Бат-Эрдэнэ отлично им владеет, поскольку есть легатность и динамическая палитра, не наносящая урон плотности звучания. Певцу удалось не только убедительно спеть шубертовского «Шарманщика» и арию Короля Филиппа из оперы Верди «Дон Карлос», но и знаменитую элегию Глинки «Сомнение» на хорошем русском языке.

Ради аналитики замечу, что далее можно было услышать парадокс: пусть всего лишь две певицы, но неважно пели на своем родном русском языке, не говоря уже об их исполнении зарубежных произведений.  Хотя в общей сложности важность правильного произношения солисты начали понимать. И главная победа всего вокального мира, задокументированная непосредственно на этом конкурсе – молодые певцы научились составлять нетривиальные программы своих выступлений!

Образец самого техничного меццо-сопрано среди всех участников – Дарья Белоусова. Она продемонстрировала абсолютно ровное голосоведение и безупречное соединение регистров. Но, прекрасно владея «выведенной вперед» дикцией, почему-то всю свою программу спела одинаково: не может ария Принцессы де Буйон быть похожа на «Гретхен за прялкой».

Проблемы в обращении со стилистическими деталями, с умением пользоваться интересной нюансировкой – общий симптом для всех, кто потерпел неудачу во втором туре. Кроме того, интерпретация, подготовленная для участия в таком престижном конкурсе, должна быть осмысленной и продуманной. Здесь россыпи талантов, к сожалению, не наблюдалось. Быть может, это закономерно? «Штучные товары» XIII Конкурса Елены Образцовой, наделенные исключительной музыкальностью, которую они демонстрировали через грамотную технику: баритон Александр Ершов, бас Алексей Кулагин,  сопрано Альбина Тонких, баритон Дмитрий Чеблыков, сопрано Александра Шмид.

Впереди финал, и мы ждем в случае каждого певца ощутимый новый рывок – во всяком случае, своего «потолка» пока никто не достиг, у всех огромный потенциал. С целью помочь конкурсантам двигаться в правильном направлении некоторые важные моменты мы обсудили с членом жюри, выдающейся оперной певицей Мариной Мещеряковой:

СБ На какой главный критерий вы ориентировались при переводе участника во второй тур?

ММ Владение стилем. Например, если вы беретесь петь музыку Баха, то нужно понимать, что она не приемлет портаменто и широкого звучания. Голос должен звучать как инструмент, но инструментальность в вокале – это самое сложное.

СБ Как раз в первом туре все пели барочную или классическую арию.

ММ Да. И, к сожалению, я уже давно наблюдаю тенденцию к пению прямым звуком, что неизбежно приводит к низкой позиции и фальшивой интонации. Необходимо заранее подготавливать дыхание, сразу включать вибрато.

СБ Как вы оцениваете трудность программных требований второго тура?

ММ Уже в первом туре перед конкурсантами стояла непростая задача: вслед за старинной музыкой они пели арию XIX века.  Но внутренне и технически перестроиться на камерный репертуар гораздо сложнее.

СБ Думаю, вы согласитесь, что у многих участников потрясающие голоса.

ММ Конкурс демонстрирует высокий уровень! Самое удивительное, что еще совсем молодые ребята – уже готовые певцы. Меня поразило и то, что участники владеют сложными программами. Пожалуй, это настоящий прогресс.

СБ С эмоциональной точки зрения многие вас убедили?

ММ Немногие. Но даже в самом выдающемся исполнении всегда можно к чему-то придраться. Это конкурс, люди волнуются. Я могу их понять, мы все были в этой шкуре в свое время.

Конкурс проводится в рамках международного проекта Фонда Елены Образцовой «Голоса наследия» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов и в рамках Международного фестиваля Культурного центра Елены Образцовой «Приношение Елене Образцовой» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»