Шёнберг, но не весь События

Шёнберг, но не весь

Фестиваль РНО открыла оратория «Песни Гурре» Шёнберга

Впервые с 2020 года в Москве прошел Фестиваль Российского национального оркестра. На открытии, состоявшемся в день рождения Арнольда Шёнберга, прозвучала – всего лишь в пятый раз в России – его грандиозная оратория «Песни Гурре». В исполнении были задействованы около трехсот музыкантов – беспрецедентное количество для Зала Чайковского: четыре хора, команда солистов и два оркестра – к РНО присоединились артисты Госоркестра России имени Е.Ф.Светланова. Дирижировал Филипп Чижевский.

В выборе состава Шёнберг превзошел даже Малера с «Симфонией тысячи участников»: в премьере оратории, состоявшейся 23 февраля 1913 года в Вене, участвовали 750 человек. Действительно, по языку и по масштабу «Песни Гурре» ближе всего к полотнам Вагнера и Малера. С вагнеровскими операми ораторию сближает и сюжет, повествующий о датском короле Вальдемаре Аттердаге и его возлюбленной Тове, убитой по приказу ревнивой королевы Хельвиг. Гурре – название замка, где король встречался со своей возлюбленной. Вальдемар, проклявший Бога, в наказание превращен в призрак «дикого охотника», который ночами проносится со своей свитой в замковых окрестностях и не может обрести покой.

Вчерне «Песни Гурре» были закончены еще в 1900-1901 годах, однако потом Шёнберг подолгу не возвращался к сочинению и закончил оркестровку лишь в 1911-м. За десятилетие он существенно переменил почерк, в том числе создав далекие от позднеромантической эстетики монооперу «Ожидание» и цикл «Лунный Пьеро». К моменту премьеры Шёнберг воспринимал «Песни Гурре» как пройденный этап и не слишком радовался их успеху. Сегодня оратория остается вполне репертуарным сочинением и только в день 150-летия со дня рождения Шёнберга одновременно с Москвой звучала в Вене, Гамбурге, Монреале. В нашей стране она исполнялась дважды в Ленинграде в 1927-м, затем в Москве в 2003-м и в Воронеже в 2019 году.

К сожалению, не осуществился замысел исполнения «Песен Гурре» на московском Фестивале Мстислава Ростроповича: в 2016 году ораторию планировал представить Владимир Юровский, и этот концерт наверняка бы вошел в историю нашей музыкальной жизни, как войдет в нее и нынешний. Причиной тому не только и не столько «неподъемность» сочинения, каждое исполнение которого ставит вопрос о том, чего ради собирать такое количество исполнителей. Дело и в самой фигуре Шёнберга, присутствующей в массовом сознании достаточно странным образом.

С одной стороны, вряд ли кто-то поставит под сомнение его статус классика ХХ века, авторитет и силу его личности, влиятельность открытой им – пусть даже и не только им – двенадцатитоновой системы. С другой, как справедливо сказал ведущий концерта Ярослав Тимофеев, для существенной части публики имя Шёнберга все равно остается чем-то вроде «пугала». И если это так в отношении аудитории консервативной, то слушателю продвинутому Шёнберг может показаться уже недостаточно радикальным, передовым и, следовательно, достойным слушания и изучения. При этом не только среди рядовых любителей музыки бытует мнение о том, что у Шёнберга нет мелодий, которые можно было бы напеть (есть, и немало), но и среди профессиональных музыкантов встречаются такие, кто считает позднеромантическую «Просветленную ночь» додекафонным сочинением. Для музыки ХХ века Шёнберг и Стравинский – две ключевые фигуры во многом равного масштаба, но если филармонический абонемент «Весь Стравинский» проходит с большим успехом, то цикл «Весь Шёнберг» почти обречен на кассовый провал, и не только в России.

Тем удивительнее то, что в Московской филармонии юбилей Шёнберга отметили столь масштабно и в итоге успешно – переполнен был весь Зал Чайковского, а не только его сцена. Здесь, впрочем, можно вспомнить, что сам автор на премьере вышел из-за кулис лишь затем, чтобы поблагодарить исполнителей, а к слушателям и не повернулся. В то же время композитор знал цену своему сочинению и неоднократно дирижировал его исполнениями впоследствии, говоря: «Это произведение – ключ ко всему моему последующему развитию. Оно объясняет, почему потом все должно было так происходить, и чрезвычайно важно для моего творчества». Тем более что заигранными «Песни Гурре», в отличие от постоянно исполняемой «Просветленной ночи», все же никак не назовешь.

Полный зал, аплодирующий музыке Шёнберга на одном из концертов, открывающих московский сезон, – это почти так же невероятно, как трехлетней давности концерт парижского Ensemble intercontemporain на той же сцене. Правда, задуманный Шёнбергом экстремальный состав уместился на ней не без труда: не так часто в оркестре увидишь свыше шести пультов в группах первых и вторых скрипок, а сейчас их было по десять, и обе группы заканчивались уже за сценой. Тесновато оказалось и акустически: даже таким мастерам, как Екатерина Семенчук (Тове), Сергей Скороходов (Вальдемар) и Михаил Петренко (Крестьянин), было порой не под силу найти баланс с оркестром такой мощи, хотя Филипп Чижевский прилагал для этого все возможные усилия (и в трансляции баланс был близок к идеальному).

Больше повезло другим: Марии Бараковой – ее «Песня лесной голубки» с не столь массивной оркестровкой прозвучала поистине волшебно; Антону Бочкареву (Шут Клаус), вступление которого обозначилось радикальными изменениями самого характера музыки, напоминающей уже позднего Малера, трактующего оркестр как огромный камерный ансамбль. Наконец, Дарье Мороз в партии Чтеца, использовавшей микрофон и освоившей технику sprechgesang – «речевое пение» на грани между вокалом и декламацией. Заострив некоторые акценты, она как бы передала «Песням Гурре» привет не только от более поздних сочинений Шёнберга, но и чуть ли не от Курта Вайля – именно интонацию кабаре добавил исполнению в этом эпизоде Чижевский.

Главным героем вечера впору назвать все же объединенный оркестр – не имеющий ничего общего с составами и саундом тех сочинений, что прославили Шёнберга, но по объему настолько же радикальный, насколько радикальным во всех отношениях был сам автор. И если Чижевский называет ораторию «увлекательным блокбастером для всей семьи», то увлекательнее всего здесь не повороты сюжета, а именно те картины, что рисует оркестр. Да, без ассоциаций с Вагнером и Малером не обойтись, но вспоминается и Брукнер с «Романтической» симфонией, и даже импрессионисты Дебюсси и Равель. Финал оратории, столь непохожей на более поздние сочинения Шёнберга, по своей солнечной силе сравним разве что с финалом «Жар-птицы» Стравинского – его вечного антагониста, в чем опять же есть своеобразная усмешка судьбы. Да, это тоже Шёнберг, пусть даже и не весь.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»