Сиамские звуковые ландшафты События

Сиамские звуковые ландшафты

Завершились российские гастроли Бангкокского королевского оркестра

Коллектив, один из самых известных в Азии, впервые приехал в нашу страну, и два концерта в Санкт-Петербурге и выступление в московском «Зарядье» триумфально завершили перекрестный Год культурных обменов и туризма между Россией и Таиландом. Об этом сказала министр культуры РФ Ольга Любимова, приветствуя чрезвычайного и полномочного посла Королевства Таиланд в России Сасивата Вонгсинсавата перед началом программы. «В рамках перекрестного года прошли десятки мероприятий в музеях и библиотеках, а также в области исполнительских искусств, креативных индустрий и кинематографии. Его кульминацией стали первые в истории гастроли Большого театра в Таиланде. Кроме того, в январе в Бангкоке выступил наш прославленный пианист Денис Мацуев. И в этом концерте вместе с Бангкокским королевским оркестром играют российские солисты… Уверена, наше двустороннее сотрудничество в сфере культуры продолжит развиваться».

Российская публика проявила большой интерес к визиту Бангкокского королевского оркестра (RBSO). «Мы бывали в Таиланде, но даже не знали, что существует такой оркестр. Пришли, чтобы познакомиться, послушать национальную тайскую музыку», – призналась одна из слушательниц. RBSO был основан в 1982 году под патронатом наследного принца Махи Вачиралонгкорна (с 2016 года – правящий король Рама Х), а с 2018 года находится под патронатом принцессы Сириваннавари Нариратана Раджаканья.

RBSO представляет академический пласт культуры: это типичный в нашем европейском понимании симфонический оркестр, играющий красиво, качественно, слаженно – по самым высоким классическим стандартам. В этом, безусловно, заслуга постоянного дирижера Ванита Потаванита. Художественным руководителем RBSO является известный тайский композитор Наронгрит Дхамабутра. Именно его сочинение открывало вечер. Название «Сиамские звуковые ландшафты» сразу настраивало на картины древнего Таиланда. И композитор не обманул ожидания: обильная пентатоника, эпически звучащие струнные, которым отвечали «птичьими мотивами» деревянные духовые, – все это рисовало в воображении древние руины и буддийские храмы. Сочинение, построенное как калейдоскоп, переливалось тембрами, а мелодии приобретали то величественный, то игривый характер.

После такой красочной инструментальной увертюры последовал черед сочинений самой принцессы Сириваннавари Нариратана Раджаканья. Воспитывавшаяся не только в Таиланде, но и в Англии, Дании, Франции, принцесса впитала многие традиции, и эклектика национального и европейского четко прослеживается как в ее бренде одежды Sirivannavari, так и в музыке. В 2018 году она сочинила музыкальное сопровождение для модного показа своей коллекции и с этого момента увлеклась композицией.

«Мы поражены, что принцесса пишет так современно», – отметили зрители в «Зарядье». В ее стиле органично соединились приемы неоклассики и романтическая экспрессия. В Фантазии для фортепиано с оркестром «Полуночный брак» робкие, одинокие звуки рояля постепенно расширяют диапазон, трансформируясь в виртуозные пассажи, которые накрывает тутти оркестра. В фантазии используется и один необычный инструмент, изобретенный принцессой. Она назвала его «реформа», и издали он похож на перевернутый велосипед. Когда исполнители крутят его колеса, то слышится шуршащий звук, имитирующий шум дождя.

Солист Дмитрий Маслеев признался, что с опаской вначале открыл ноты и был приятно поражен мелодичностью музыки, ее открытым романтическим высказыванием. А скрипач Гайк Казазян отметил прекрасную инструментовку, искусное соединение восточного и европейского тематизма в Концерте для скрипки Nefreretta, где принцесса вдохновлялась образами Древнего Египта. Также Гайк Казазян рассказал, что с первой репетиции он почувствовал позитивный энергообмен с музыкантами RBSO, их внимательное дружеское отношение, «и ансамбль сложился мгновенно».

Во второй половине вечера была представлена Фантазия на темы его Величества Короля Пхумипона Адульядета Великого (короля Рамы IX) в аранжировке Норио Маэды. Монументальное полотно соткано из очень контрастных по стилю мелодий: тут слышалась стихия венского вальса, мелодико-гармонические обороты в духе Чайковского, блюзовые интонации и ритмы. Было что-то кинематографичное в смене эпизодов – музыка оказалась очень «зримой», образной, и оркестр блеснул шикарной игрой духовых, виртуозным пиццикато струнных, впечатляющими кульминационными нарастаниями.

Россия и Таиланд в следующем году отметят 130 лет с момента установления дипломатических отношений. «Поддержка культурных коммуникаций для нас так же важна, как и формирование устойчивых деловых связей между нашими странами. Когда звучит прекрасная музыка, люди способны понимать друг друга и без слов», – подвел итог гастролям один из организаторов, председатель Российско-Таиландского делового совета Иван Демченко.

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»

Не требуя наград за подвиг музыкальный События

Не требуя наград за подвиг музыкальный

В Большом зале консерватории выступили ГАСО Республики Башкортостан и Денис Мацуев