Симфония на счастье События

Симфония на счастье

Александр Сладковский и Госоркестр Татарстана презентовали в Зарядье новую запись симфонических произведений Сергея Рахманинова

В августе 2020-го, сразу после завершения жесткого локдауна, Александр Сладковский вместе со своим оркестром взялся за осуществление сложнейшей миссии – записать симфоническую музыку Рахманинова для престижного лейбла Sony Classical. В связи с ремонтом зала Сайдашева в Казани на подготовку к записи коллективу ГСО РТ предоставили всего лишь пять дней и столько же занял сам процесс. Наверняка такая информация могла бы вызвать чувство настороженности. Действительно, сроки беспрецедентны. Но Рахманинов для Сладковского – вся жизнь. Дирижер на протяжении своего пути многократно обращается к его творчеству, и это «родство душ» очень хорошо слышно и ощущается в его интерпретациях.

«”Знакомство” с Рахманиновым, – как рассказал Александр Сладковский в недавнем интервью “Музыкальной жизни”, –  началось с моей любимой до-диез минорной прелюдии. А дирижерский дебют связан со Второй симфонией – я ее исполнял на одном из консерваторских экзаменов, готовясь к Прокофьевскому конкурсу. Моя первая международная поездка тоже связана с ней: я дирижировал ее в Белграде, в Сербской филармонии. И потом было множество залов, оркестров, с которыми я играл эту выдающуюся музыку».

Среди получившихся записей мы сможем найти исключительно чистый симфонизм, но для концерта-презентации Александр Сладковский сформировал расширенную программу, включив в нее «Утес», упомянутую в интервью «счастливую» Вторую симфонию и Первый фортепианный концерт. Удачный ход, поскольку нужно учитывать взаимообогащение всех жанров, избираемых Рахманиновым. С этой точки зрения сразу уместно сказать о сыгранном на бис в Зарядье оркестровом переложении знаменитого романса «Весенние воды», потому что главный рахманиновский «козырь» – мелодия, практически всегда вокальная, исключительно «своя», отличающаяся заостренной ритмикой и экспрессивным «разрастанием» от мелодического мышления Чайковского, не похожая на мелодику ни одного из «кучкистов».

Кроме того, Рахманинов относительно мелодии сделал тоже, что и его современник Скрябин с гармонией и формой – оба они подчинили упомянутые средства выразительности своему видению искусства, довели их до абсолютного совершенства и закрыли за собой дверь в получившийся «мир».

Сладковский убедительно показывает самобытность Рахманинова – казалось бы, такие очевидные свойства гения, что мы их интуитивно чувствуем, но почему-то объяснить получается не всегда. Результат Сладковского будет еще больше интересен и ясен, если знать его недавно записанное собрание симфонической музыки Чайковского, где все также индивидуально: иное отношение к драматургии, к фразе, к смысловым свойствам групп оркестра.

Безусловно, Рахманинов – творческий наследник Чайковского, но тонкая грань колоссальной разницы между ними оказывается доступной далеко не всем дирижерам. К примеру, этими тонкостями прекрасно владел Евгений Федорович Светланов, «почерк» которого, думается, повлиял на Александра Сладковского. Хотя по большому счету, их не следует сравнивать. Сладковский ориентируется на своего кумира, но идет собственной уверенной и во многом иной дорогой. К примеру, в его исполнительском стиле всегда чувствуется сегодняшнее время, даже сам его темперамент располагает к такому подходу, дает возможность, не отходя от канонов, представить через призму современности произведение любой эпохи. И диссонанса не возникает, поскольку такого результата дирижер добивается не эпатажными, «внешними» методами, а внутренней энергетикой.

И «Утес», и Вторая симфония – прозвучали одновременно хрестоматийно и свежо. Во многом это счастливое свойство дирижера, показательно раскрывающее и его собственную индивидуальность. Он поступает мудро и не стремится любыми путями сказать новое слово, сделать все иначе и наперекор существующим эталонным версиям. Напротив, в его исполнении нередко ведется диалог с предшественниками, с великой русской дирижерской традицией, но собственный талант помогает Сладковскому достигать цельности трактовки, где знакомые нюансы в купе с оригинальными идеями начинают играть по-новому.

Для участия в концерте-презентации нового рахманиновского бокса дирижер пригласил молодую пианистку, ученицу Центральном музыкальной школы, лауреата престижных конкурсов Еву Геворгян. Первый концерт Рахманинова в ее исполнении слушался особенно интересно. Тем, кто подзабыл историю создания произведения, ведущий Юлиан Макаров напомнил, что эту музыку Рахманинов написал в 18-летнем возрасте, будучи страстно влюбленным.

Александр Сладковский и Ева Герогян. Фото: Ирина Шымчак

Кажется, в Первом концерте есть все, о чем бы хотела высказаться Ева: слышно, что музыка близка ей, понятна, она не просто наслаждается, она «горит» каждой нотой. Она восприимчива и к эмоциональной палитре, и с удовольствием сталкивается с техническими «вызовами». Честно говоря, такие ощущения от прослушивания уже немного подзабыты, зрелым мастерам такого «свежего» эффекта, увы, добиться сложно. Может потому и скрадывались, благодаря юной пианистке, некоторые объективные вещи: несовершенство формы юношеского рахманиновского опуса, подражательные моменты известным образцам, под влиянием которых тогда находился композитор. Тем более что на вдохновенную, экспрессивную интерпретацию сработала блестящая техника Евы, ее красивый, сформированный пианистический звук.

Концертная презентация новой студийной работы Александра Сладковского прошла не только в Москве, но суммарно охватила три столицы: после Зарядья ГСО РТ уже выступил в Санкт-Петербурге и завершает турне в родной Казани. А записи вышли не только как физический альбом, но уже доступны на всех цифровых площадках.