Живописная, почти бескрайняя бухта Капсель, раскинувшаяся в нескольких километрах от города Судак, на семь дней погрузилась в звуки симфонической и джазовой музыки. Здесь, в арт-кластере «Таврида», – пожалуй, самой большой в нашей стране молодежной креативной площадке – прошла Академия наставничества Юрия Башмета и Игоря Бутмана.
293 участника из 48 регионов России (а также из ДНР и ЛНР), отобранные экспертным советом, услышали лекции и мастер-классы приглашенных педагогов и спикеров, и, самое главное, представили свои творческие проекты, созданные в течение образовательного заезда. Артисты симфонического оркестра, джазовые музыканты и менеджеры в сфере академического искусства получили уникальный шанс заявить о себе и заинтересовать таких мэтров как Юрий Башмет, работавший все эти дни с оркестром и как Игорь Бутман, под руководством которого участники выступили в джаз-бэндах. Эти жаркие летние дни были насыщенными: помимо «учебы», нужно было успеть позаниматься с утра йогой и научиться кататься на сапборде, а еще не пропустить шикарный ужин от шеф-повара «Тавриды» (не забывая про завтрак и обед). И, конечно же, в перерывах между репетициями и уроками по вокалу, побежать купаться – мы же в Крыму!
События образовательной программы проходили на территории бухты буквально с утра до вечера, иногда наслаиваясь друг на друга по времени. В прохладных шатрах-павильонах, спасающих от изнуряющей жары, приглашенные лекторы, опираясь на свой опыт, рассказывали о том, как придумать свой личный бренд и продвигать проекты, о состоянии и перспективах джазовой и классической индустрии в России, о способах привлечения аудитории на концерты и о многом другом. Так, директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко поделился историей создания фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи и в других городах, исполнительный директор Фонда Игоря Бутмана Роман Христюк – о том, как готовился Московский джазовый фестиваль с учетом нынешних реалий, генеральный директор Красноярской краевой филармонии Евгений Стодушный – о планировании репертуара на сезон и в целом о ситуации в сфере культуры в регионах. В соседнем шатре молодые композиторы слушали бесценные советы Александра Чайковского и его коллег – Кузьмы Бодрова и Петра Климова: в тесном, камерном «кружке» подробнейшим образом обсуждались партитуры каждого из участников «Тавриды». Порой в эти воркшопы проникали импровизации на саксофоне или распевки вокалистов – это свой мастер-класс показывали артисты оркестра Игоря Бутмана и педагоги по джазовому вокалу Ирина Родилес и Ксения Коробкова. Впрочем, при таком плотном расписании ребята все равно успевали отдохнуть: организаторы устроили им вечерние посиделки у костра. Не исключено, что многие в такие моменты обрели настоящих друзей…
«Наше искусство завоевывает сердца людей, и становится всё более очевидным, что джаз – это что-то человеческое, близкое всем», – считает Игорь Бутман. Итогом его наставничества на «Тавриде» стал концерт на летней площадке неподалеку от берега. Ребята, разделившиеся на группы (вокал, синтезатор, саксофон, контрабас, ударные), исполнили джазовые «хиты», популярные мелодии в джазовой обработке, а также композиции собственного сочинения. Программа была разучена всего за несколько дней, и стоит только аплодировать самоотверженной работе молодых музыкантов, которые, к слову, выступили по-разному: кто-то уже уверенно чувствовал себя на сцене и легко пускался в импровизации, а кому-то не хватало коллективного опыта и внутренней свободы – основа основ в джазе. Впрочем, наверняка после этого концерта, в финале которого к джаз-бендам присоединился сам маэстро Бутман, каждый извлечет для себя нечто полезное и будет с теплотой вспоминать этот теплый вечер с музыкой Гершвина и хитом Just the two of us Билла Уизерса.
Финальным аккордом образовательного заезда и наставничества Юрия Башмета также стал концерт, который прошел…на действующей стройке неподалеку от пляжа Меганом. Симфонический оркестр, собранный в рамках Академии, выступил на территории будущего Университета креативных индустрий – так будет называться образовательный центр, который распахнет свои двери для абитуриентов со всех уголков России уже в следующем году. Как говорят организаторы «Тавриды» (это также их проект) здесь будут обучать студентов разных творческих специализаций, схожих по направлениям арт-кластера: театроведы, кураторы, менеджеры, дизайнеры и т.д. Маэстро Башмет, который возглавил музыкальное направление, уверен, что «проект потрясающий, он живет, развивается, а в перспективе это место станет одним из центров развития творчества для молодежи». Специально для концерта под названием «Зарождение» на территории стройки возвели сцену и зрительный зал, а «парящий» подъемный кран и проезжающий вдалеке трактор стали своеобразной сценографией к этому впечатляющему действу. Публика услышала такие популярные произведения как «Адажио» из «Лебединого озера» Чайковского и «Утро» Грига (за пультом сменяли друг друга Юрий Башмет и второй дирижер вечера Алексей Рубин), сочинение участника образовательного заезда Олега Давыдова, которого лично выбрал маэстро, «Танец рыцарей» Прокофьева с хореографическим перформансом, а также «Половецкие пляски» Бородина в стиле техно с диджеем SYNTICAT. А в самом конце прозвучала четвертая часть Ленинградской симфонии Шостаковича – получился весьма концептуальный, «открытый» финал, заставляющий задуматься о разных смыслах этого месседжа. Впрочем, глядя на юношей и девушек в строгих костюмах и платьях, с энтузиазмом и непосредственной пылкостью исполняющих эту великую партитуру, подумалось, что это, без сомнения, разговор о будущем.