Симфония снежного клоуна События

Симфония снежного клоуна

Ольга Бочихина совершила звуковую прогулку по выставке Славы Полунина

18 мая в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась необычная выставка «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина (полное собрание приключений)». Для всех неравнодушных, взрослых детей и детей-взрослых, для фантазеров и умников, дураков и насекомых, циркачей, белых, желтых, цветных и, конечно, зеленых. Это выставка-спектакль, как анонсируют ее организаторы, выставка-путешествие, выставка-аттракцион, выставка-погружение, выставка-мастер-класс, выставка-праздник.

А для меня ко всему прочему еще и «выставка-звуковая прогулка». Это выставка о «молчаливом» и невербальном искусстве – о мимах, клоунах, чудаках, комедиантах, о тех мирах, что они создают и в которых существуют. На зеленой лужайке «Манежа» выросло девятнадцать шапито, в каждом из которых притаился мир какого-то спектакля, шоу или проекта, осуществленного Славой со своими друзьями, – мир декораций, инсталляций, пластических движений, записей, архивов, спецэффектов, объектов, текстов. И конечно, звуков.

Звук – это первое, что населяет приготовленные миры. Уже потом туда приходят «молчаливые» живые статуи, ожившие декорации, маски, духи, персонажи и, позже всех, люди. Так и ждешь, что этот «вход» окажется гофмановской или льюисовской дверью волшебного шкафа – скрипучей дверью или дверью «с голосом», одной из тех, о которых говорит Слава в своей книге-двери «Алхимия снежности». Голосов здесь – слышимых и неслышимых – и впрямь много, и первый голос, который встречает посетителя, – это завораживающий шепот Славы, прямо в ухо, звук-дыхание, звук-шуршание. Пространство просыпается, его «живот» урчит и надувается а может… это посетитель «просыпается» для путешествия, просыпается и дышит, и весь мир что-то шепчет или нашептывает. Коснись его рукой, проведи, погладь по «белой шерстке», и он ответит. С Белого карнавала начинается путешествие в звук.

На выставке полного собрания приключений полным собранием приключений звука занимаются сразу несколько людей. Однако в большинстве залов за звук отвечают Роман Дубинников и Григорий Литвинов. О своем «главглухзвукдубе» (как себя именует Роман Дубинников) Слава пишет: «Идеально для Ромы, чтобы весь пол был в динамиках, весь потолок был в динамиках, все стены были в динамиках и еще во всех щелях были динамики, чтобы можно было с любой точки зажужжать мухой или комаром, ударить волной девятибалльного шторма и спикировать бомбардировщиком».

Звук на выставке многосоставен и многомерен. Он как самостоятельная нематериальная вселенная опутывает и окутывает залы, создает атмосферу, документирует твое присутствие, заигрывает, приглашает, испытывает, прячется, набрасывается и просто «живет». Он прячется повсюду так, что не всегда понятно, откуда что звучит. Иногда это локальные динамики то сверху, то снизу, то на входе, то на столе, то в чемодане, то «внутри головы», а иногда – сплошной звуковой поток-туман с самой разнообразной музыкой, прилетевшей из разных времен и уголков мира. Если попробовать их классифицировать, то выйдет примерно как у Борхеса в классификации животных из китайской энциклопедии. Звуки воздушных замков делятся на  а) звуковые «окна» (которые можно встретить даже в книжном шкафу), б) звуки-объекты, в) «голоса» проектов, д) звуки-миры, е) немые звуки, ж) «спящие» звуки, которые можно разбудить, з) просто «спящие» звуки, и) звуки-трюки, к) никчемные звуки, л) найденные звуки м) звуки, доносящиеся издалека н) бесполезные звуки и звуки всяких всячин, о) существующие только в моем воображении и, наконец, те самые драгоценные звуки, которые ты принес с собой (включая шаги, голос, урчание живота и все сопутствующее).

«Я счастливый человек, потому что живу в мире… в котором звучит музыка The Beatles, Мусоргского, Pink Floyd, Бреговича и Орфа…»

(Слава Полунин, фрагмент шепота из Зала Белого карнавала)

Немые звуки – это несостоявшиеся звуки, их нет, но они как будто есть. Например, они живут в рояле-крыле с «Желтой мельницы» в дальнем правом углу, или на ступенях белой лестницы в зале Белого карнавала, у которой вместо перекладин пружинки, закрепленные только с одного конца. Нужно только чуть разбудить фантазию, чтобы «услышать», как могла бы звучать эта лестница, если бы превратилась в музыкальный инструмент.

Огромная часть звуковой вселенной как будто спит и ждет своего «исполнителя», того, кто прикоснется и разбудит звук. И тогда белый и цветной мир зашуршат, как осенний лес; а серебряные вилки зазвенят, как капельки воды; полые трубки забренчат, как кости скелетов; песок захрустит под ногами, а «снежинки» взметнутся и завоют дикой вьюгой. Ждут своего времени страницы книг, ждут, когда их откроют, их коснутся, и они зашелестят. Вот они стоят в гримерке, «уснувшие» книги, застывшие миры – 187 книг, которые обязаны прочитать «дураки». А вот в Академии дураков они распахнули свои листы-рты и жаждут звуков, жаждут, чтобы их услышали, чтобы озвучили сокрытую в них музыку. «Открой свой шкаф и, закрыв глаза, перебирай висящие там платья. Слушай музыку, которую ты сочиняешь» (Генрих Сапгир. «Тактильные музыкальные инструменты»). Ждут своего времени мишки, сидящие в амфитеатре; ждут, когда им сыграют. И вот приходят мальчишки с виолончелями – случайные гастролеры, вот заезжает детский хор из Ижевска, и во вселенной открывается новое звуковое «окно». Таких окон по выставке в достатке, это – звуки-миры, которые приоткрывают вход в другое измерение, делая слышимыми далекие «голоса»: голос ушедшего кинематографа, голос мамы из детства со словами «Слава, иди домой!» или голоса ушедших композиторов. Так же, как и голос «далекого» Славы, который одновременно и здесь, и не здесь. Звуки-миры могут прятаться в чемоданах, в люках, а могут крутиться на магнитофонных бобинах.

«Слушать надо, товарищи! Але!»

(Сергей Курехин, альбом «Стереозольдат», трек «Евпатория», голос из телефонной трубки)

Здесь есть цирковые звуки-трюки и звуковые сюрпризы. Стоит лишь немножечко пофантазировать: что за окно, которое втайне мечтаешь разбить, никто не отругает, что ложечка сама помешивает чай в пиалке, что звук может как следует тебя потрясти.

«Голоса» проектов – это саундскейпы, которые точно вбрасывают нас в тот или иной проект так, что мы безошибочно, закрыв глаза, угадываем: это звуки «Снежного шоу», это звуки спектаклей Diabolo, «Катастрофа». Здесь часто «голоса» бессловесны, а слова живут своей жизнью: они начертаны на извивающейся, как шарф Желтого клоуна, красной дорожке; слова начертаны в космическом пространстве спектакля «Рождение клоуна», подобно звездам, они разбиваются и снова складываются в созвездия, и этими частицами наполняется воссозданное художниками ночное небо. И это походит на звездную акробатику, где все что угодно превращается во все что угодно: небесные тела – в звезд на сцене, а акробатика – в словесную эквилибристику. Здесь царит абсурд: «молчаливое искусство» звучит, а звуки молчат. Здесь говорят вещи и знаки, а рты молчат (ну или иногда рычат).

Звук пробивает брешь, он проходит сквозь стены, дерзко нарушает дистанции и вибрирует в ухе, он смешивает миры, служит пропуском, соединяя реальное с вымышленным, существующее с несуществующим, соединяя здесь и сейчас. По нему можно плыть – и кто знает, куда он приведет в следующий раз. Будет ли это звук-катастрофа, звук-фантазер, снежный звук, дьявольский звук, пустынный звук, бродячий звук, звук-карнавал или звук-дурак… А может, это будет звук-мираж или звук-марионетка? Каким мы услышим звук двадцатого и двадцать первого, а через сто лет и двадцать второго века-шатра?

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»