Симфония тысячи ароматов Внеклассное чтение

Симфония тысячи ароматов

Джордж Уильям Септимус Пиесс и его «парфюмерные симфонии»

Долгое время ароматы «не звучали», а их классификация велась по биологическому типу — цитрусовые, фруктовые, травяные, древесные, пряные. Все изменилось в 1857 году с выходом книги «Искусство парфюмерии». Английский ученый-­химик Джордж Уильям Септимус Пиесс, автор книги, предложил новаторский подход к теории запахов и ввел новое понятие — «нота».

Запахи, как и звуки, в определенной степени влияют на обонятельный нерв», — говорит Септимус Пиесс. В «Искусстве парфюмерии» он выявил закономерности между частотой звуковых колебаний и летучестью природных ароматов. Ученый считал, что чем ниже частота колебаний, тем ниже звук, а значит — дольше действует на слух. Соответственно, чем меньше летучесть вещества, тем тише его аромат, значит — дольше действует на обоняние. Звуки с высокой частотой колебаний дадут короткий, но интенсивный шлейф. Недолго прозвучит и мощный звонкий аромат.

Так появился проект «одофона» — музыкального инструмента, напоминающего пианино. Тонкие запахи, по мнению Септимуса Пиесса, соответствовали высоким нотам, тяжелые — низким: «Существует октава ароматов наподобие музыкальной октавы. Определенным запахам соответствуют клавиши инструмента. Миндаль, гелиотроп, ваниль и клематис производят различные степени примерно одинакового впечатления, соответственно, могут быть смешаны. Цитрон, лимон, цедра апельсина и вербена формируют более высокую октаву запахов. Промежуточные запахи, такие как роза, герань и нероли, соответствуют полутонам — черные клавиши». При нажатии клавиш одофон воспроизводит запахи вместо звуков, а гармонические аккорды образуют приятные букеты ароматов. «Аромат будет гармоничным, если запахи будут соединены подобно нотам в аккорде», — говорит автор «Искусства парфюмерии».

Одофон Септимуса Пиесса так и остался блестящей идеей. Конечно, для исполнения задуманных «парфюмерных симфоний» тут много несовершенств. Логика расположения ароматов по уровню летучести нарушена — цибетин (известен как «бобровая струя») находится на самой верхушке гаммы, хотя это не самый летучий запах. Есть и другая неточность. Октава в музыке — интервал, который обращается в чистую приму. Два аромата, составляющие октаву, должны звучать похоже. Однако этот принцип нарушается — жонкиль (разновидность нарцисса) стоит в паре с совершенно далекой амброй. Но есть в одофоне и достаточно близкие соотношения — амбра и стоящий на октаву выше цибетин, оба аромата являются анималистическими.

Если следовать за «гаммой Септимуса Пиесса», то любимый аккорд Чайковского — альтерированная субдоминанта — зазвучит ароматами фиалки, туберозы, свежескошенного сена и полыни. Как видим, аккорд вполне сочетаем с точки зрения аромата и, более того, совместим с акустическим звучанием аккорда в произведениях великого композитора.

Вскоре после выхода «Искусства парфюмерии» в ароматах XIX века заговорили не только о нотах. Появились консонансы — гелиотроп, ваниль, флердоранж, а также диссонансы — ладан, гвоздика, тмин. Гармонию основного аромата мог подчеркивать и смещать акцент, который подбирался по принципу схожести свой­ств и качеств.

В начале XX века парфюмер Уильям Поучер высказал идею о том, что аромат можно «слушать» подобно симфонии. В своем пособии «Парфюмерия, косметика и мыло» (1923) он предложил метод классификации пахучих веществ по скорости их испарения — верхние, средние и базовые ноты. Мандарин и кориандр, к примеру, относятся к тонким легким запахам, а вот гвоздика, роза и жасмин — к средним. Наиболее медленно испаряются запахи ладана, пачули, дубового мха и ветивера — таковы базовые ноты ароматов.

Парфюмеры усовершенствовали систему Поучера в начале 1990-х. До сих пор, описывая ароматы, различают:

  • верхние ноты — это могут быть анис, базилик, бархатцы, бергамот, цитронелла, эвкалипт, гальбан, грейпфрут, лаванда, лимон, лайм, апельсин, перечная мята, мята колосистая, танжерин;
  • средние ноты или «ноты сердца» — розовое дерево, бей, семена моркови, ромашка, мед, жимолость, ирис, корица, мускатный шалфей, гвоздика, цикламен, гелиотроп, кипарис, укроп, фенхель, сосна, герань, иссоп, жасмин, можжевельник, липа, майоран, нероли, мускатный орех, пальмароза, черный перец, роза, розмарин, чайное дерево, тимьян, табак, иланг-­иланг;
  • базовые ноты или шлейф — амбра, бальзамы, пчелиный воск, бензоин, кедр, цибетин, кумарин, ладан, имбирь, мускус, бессмертник, мирра, дубовый мох, пачули, смолы, бобы тонка, сандал, ваниль, ветивер.

Верхние ноты — первое впечатление об аромате, раскрываются в первые 5–10 минут. Спустя полчаса они перестают звучать, передавая первенство «нотам сердца». Эти ноты длятся несколько часов и сменяются базовыми нотами — финальным и самым стойким впечатлением от аромата. Помимо этого у парфюмеров есть понятие «тона» — узнаваемый, различимый, идентичный запах в композиции, общая концепция.

А как создают новый аромат? Парфюмеры используют конструкцию, условно называемую «органом». Действительно, ряды ступенчатых изогнутых полок по форме напоминают церковный орган, а баночки с эфирными маслами расставлены подобно регистрам этого музыкального инструмента. Каждый из ярусов содержит природный экстракт в порядке, который соответствует парфюмерным категориям — например, пряности или цитрусовые. Также в парфюмерном органе присутствует большое число основных композиций, которые уже содержат аккорды природных или синтетических ароматов.

Исследования Септимуса Пиесса и его одофон нашли продолжение в различных аромаспектаклях и «ароматных концертах». Нота сирени будет уместна в сопровождении музыки Сергея Рахманинова, а «Шехеразаду» Николая Римского-­Корсакова мог бы представлять ориентальный амбровый аромат, где роль Шахриара играет холодный кардамон и яркий красный перец, а партию Шехеразады исполнят роза и ваниль. Бывают даже парфюмерные оперы — такую в 2019 году представила режиссер Ася Чащинская на фестивале «Архстояние» в Никола-­Ленивце. В команду она пригласила парфюмера-­постановщика и превратила партитуру «Блуждающих огней» композитора Адриана Мокану в настоящую аромамистерию, повествующую о старинных поверьях и вечном желании человека заглянуть в прошлое.

На фото сверху: Парфюмерный орган в парижском Музее духов «Фрагонар»