Сине-желтые огни и ода человечеству События

Сине-желтые огни и ода человечеству

Юбилейный XV Зимний международный фестиваль искусств в Сочи внезапно завершился на патетической ноте

Юбилейный фестиваль Башмета в городе-курорте обещал быть грандиозным музыкальным праздником с участием почти всех русских и зарубежных артистов, когда-либо выступавших в Зимнем театре за эти пятнадцать лет. Уже были раскуплены билеты, приглашены гости, размещены баннеры и рекламные афиши с изображением маэстро. Радовала и сочинская погода, обычно переменчивая в феврале: почти каждый день уставших от снега москвичей грело ласковое солнце, словно зазывая бросить все и прогуляться по берегу Черного моря. Но никто не знал, что через несколько дней вся эта идиллия разрушится, чувства притупятся, а сам фестиваль, как и наша жизнь, расколется на две части.

Поначалу все было, как и каждый год подряд. Константин Хабенский вновь открыл фестиваль спектаклем Виктора Крамера «Не покидай свою планету» по сказке Экзюпери «Маленький принц», стартовали традиционная лаборатория видеоарта (куратор – Антонио Джеуза) и фотовыставка, Турнир поэтов и Школа молодых журналистов. В Зале органной и камерной музыки концерты проходили буквально в режиме нон-стоп: вокалисты сменяли пианистов («Бетховен-марафон»), Инструментальный департамент и Композиторский – Народный департамент и Дирижерско-хоровой. Пока музыкальный лектор Ляля Кандаурова проводила музыкально-театральный ликбез в фойе Зимнего театра, в это время на его сцене режиссер Павел Сафонов руководил прогоном своего нового спектакля «Ибсен. Recycle». Фестивальным настроением был охвачен буквально весь город: многие местные жители столпились в здании Морского вокзала, чтобы услышать игру органистки Евгении Кривицкой. Кстати, органная тема в этом фестивале прозвучала как никогда мощно. Цифровой электронный инструмент путешествовал в аэропорт вместе с солистом Белгородской филармонии Тимуром Халиуллиным, а потом, переехав на железнодорожный вокзал Адлера, удивлял дуэтом японки Хироко Иноуэ и Жан-Пьера Стайверса (Нидерланды). Органный марафон с участием тех же артистов продолжился и на следующий день, уже на духовом органе фирмы Rieger–Kloss.

Неизгладимое впечатление произвел новый спектакль Виктора Крамера – «Кроткая» по одноименной повести Достоевского с актером Сергеем Гармашем в главной роли: трагическая история получила новый подтекст в виде проблемы домашнего насилия и абьюза. Стоит ли говорить о том, какой ажиотаж вызвало выступление главного ньюсмейкера тех дней – Эмира Кустурицы! Отказавшись от общения с прессой, поклонниками, так и не ответив на главный вопрос, зачем ему понадобилось руководить Театром Российской Армии, сербский режиссер и его фолк-рок-группа No Smoking Orchestra устроили зажигательный вечер с песнями и плясками. Исполняя саундтреки к своим фильмам и всякого рода балканскую музыку, Кустурица время от времени общался с публикой на русском, а под конец шоу и вовсе спустился в зал, надев предварительно медицинскую маску.

А потом наступило утро 24 февраля. Снова выглянуло солнце, закричали чайки у моря, а музыканты, критики и просто отдыхающие спускались в гостинице на завтрак. Открыв по привычке соцсети, мы узнали, что Россия начала спецоперацию на Украине. У российской границы, недалеко от южных городов, идут боевые действия, аэропорты закрыты. Сказать, что возник ужас и растерянность, – это ничего не сказать. Одна часть сознания отказывалась поверить в происходящее, другая призывала срочно покупать билет на поезд. И пока разум боролся с паникой, фестиваль заверил: все в порядке, мы вас не бросим, по мере необходимости эвакуируем. В итоге аэропорт Сочи, единственный из всех южных городов, открылся на следующий день. Многие гости рискнули сесть в самолет и провести четыре часа вместо двух (маршрут пришлось кардинально изменить), а другие, в том числе автор этих строк, уехали на поезде, едва успев купить билет…

Эмир Кустурица и группа No Smoking Orchestra

И теперь встал острый вопрос: завершать фестиваль или не завершать? Уместен ли будет музыкальный праздник в тот момент, когда люди сидят в бомбоубежищах? В отличие от многих своих коллег, Юрий Башмет не стал давать какую-либо оценку происходящему, но дал понять, что фестиваль продолжится, несмотря ни на что. Ведь музыка – это то, что может объединить, примирить, спасти, дать надежду и веру. Вечером того рокового дня в Зимнем театре прошел показ хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе», где на сцене расположилось около двухсот человек, несколько хоровых коллективов. По иронии судьбы этот спектакль рассказывал о борьбе за власть, царе-манипуляторе (в образе Ярослава Мудрого – актер Андрей Мерзликин) и о народе Древнерусского государства. К счастью, никакой провокации из зала не было – растерянная и сбитая с толку от последних новостей публика молча взирала на эту летопись прошлого или, возможно, настоящего…

Накануне своего выступления итальянский коллектив Il Giardino Armonico сообщил руководству фестиваля, что не приедет, – причину не озвучили, но о ней теперь не трудно догадаться. В спешке пришлось срочно готовить замену. Вместо итальянского барокко прозвучали «Пять отражений на тему 24 каприса Паганини» Кузьмы Бодрова, где альт маэстро Башмета напоминал монолог одинокого героя, Фортепианный концерт Шнитке в мощном, даже яростном исполнении Ксении Башмет. Когда ансамбль «Солисты Москвы» взял первый такт «Элегии памяти Самарина» Чайковского, над сценой вдруг зажглись сине-желтые прожектора – огни, ставшие единым целым с драматической музыкой. Заключительный же концерт Зимнего фестиваля искусств – традиционный гала – и вовсе завершился на патетической ноте, окончательно разрушив первоначальную юбилейную атмосферу. Неожиданно для всех Всероссийский юношеский симфонический оркестр – по сути, совсем еще дети – исполнил Адажио из «Ленинградской» симфонии Шостаковича, которая в нынешнем контексте обрела новый смысл. Этот суровый Реквием, посвященный погибшим, звучал как ода человечеству, гимн стойкости и мужеству и словно одновременно готовил нас к грядущим закрытиям и отменам, расставаниям, погружению в новую реальность.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»