В живописном городе Падуе на севере Италии в семье известного адвоката Сильвио Дриго и его законной супруги Джованны Лупати в фамильном особняке 30 июня 1846 года родился сын, названный при крещении Риккардо Эудженио Дриго.
Очень рано у маленького мальчика проявился музыкальный слух. С пяти лет он стал брать первые уроки игры на фортепиано у друга семьи венгерского музыканта Антонио Джорича. Уже в раннем подростковом возрасте он поражал сверстников виртуозной игрой на фортепиано. В конечном счете, отец дал согласие отдать Риккардо в престижную Венецианскую консерваторию, где он получил музыкальное образование под руководством знаменитого профессора Антонио Буццоллы, ученика Гаэтано Доницетти. Первые произведения Дриго – это в основном вальсы, небольшие музыкальные дивертисменты. В 1862 году ему разрешили дирижировать местным любительским оркестром в Падуе. После окончания консерватории в 1864 году он был принят в оперный театр Гарибальди в качестве концертмейстера-репетитора. В 22 года Дриго написал свою первую оперу-буффа «Дон Педро из Португалии» в двух актах, которая принесла ему большой успех. Шла она недолго – из-за эпидемии холеры все театры около Падуи вскоре были закрыты.
Случай судьбы все перевернул: в 1868 году, когда главный дирижер театра Гарибальди заболел накануне постановки оперы-буффа Константино даль Арджине «Два медведя», у Дриго появилась возможность показать себя. Успешное проведение спектакля дало ему право вскоре занять должность второго дирижера.
В 1878 году жизнь Дриго решительно изменилась. В течение оперного сезона в Падуе находился директор санкт-петербургских Императорских театров барон Карл Кистер. Дриго подарил ему некоторые свои сочинения, которые очень понравились, и Кистер предложил Дриго шестимесячный контракт в санкт-петербургской Императорской Итальянской опере. Еще никто не мог тогда знать, что маэстро Дриго задержится в России на сорок лет!
По прибытии в Петербург Дриго полностью обновил состав Императорской итальянской оперы и открыл сезон операми «Аида» и «Бал-маскарад» Верди, поразив всех присутствующих тем, что дирижировал по памяти. Газеты наперебой писали о выступлениях Дриго, сообщая с похвалой, что «молодой джентльмен, очень живой, с горящими глазами останется здесь, наверное, на долгое время». И сразу же к Дриго пришла известность. С ним был заключен новый контракт на семь лет, и позволено каждый год в течение трех месяцев находиться за границей. Его стали приглашать в разные оперные театры. Так, молодого дирижера в 1881 году ангажировали в оперный театр Севильи, где он продирижировал двенадцатью операми за семнадцать дней.
После возвращения в Санкт-Петербург испанский посол в России наградил Дриго Почетным орденом Карла III от имени правительства Испании в честь такого подвига. В 1884 году Дриго был приглашен Джакомо Пуччини приехать в Италию и осуществить венецианскую премьеру его первой оперы «Виллисы» в театре Ла Фениче. Великий композитор был очень доволен и каждый год телеграфировал ему свое признание и благодарность. Близким другом и коллегой Риккардо Дриго был Антон Рубинштейн. Эти два музыканта часто музицировали в четыре руки.
Императорская Итальянская опера в 1884 году была расформирована Александром III, стремившимся укрепить русское оперное искусство. Дриго остался без работы, но ненадолго. Новый случай судьбы уготовил ему новую должность. Дирижер санкт-петербургского Императорского балета Алексей Попков уволился после 34 лет службы, и Дриго занял его место. Он сразу стал всеобщим любимцем, и его начали величать на русский манер: Ричард Евгеньевич. Дебютировал как дирижер балета «Дочь фараона». На этом спектакле присутствовал император Александр III и его супруга, императрица Мария Федоровна – оба были фанатичными балетоманами и щедро поддерживали Императорский балет.
Через несколько лет главный композитор Императорского театра Людвиг Минкус уволился со своего поста, и на его место был приглашен Риккардо Дриго. В задачи нового придворного композитора ставилось возрождение старых балетов и создание новых. После успешной реконструкции балета «Эсмеральда» директор И. А. Всеволожский предложил Дриго сочинить музыку собственного балета. Это был «Очарованный лес», фантастический балет в одном действии, в хореографии Льва Иванова. Спектакль был специально поставлен для ежегодной церемонии вручения дипломов Императорской балетной школы: в нем танцевали выпускницы Варвара Никитина и Мария Андерсон в ведущих партиях. Хотя хореография Иванова была не совсем удачна, Дриго похвалили. «Музыка этого балета выдающаяся в симфоническом смысле, показывает нам опытного композитора, человека со вкусом и превосходного дирижера. Есть красивые мелодии в нем, ритмы не преувеличены, и все слушают с удовольствием с начала до конца» («Петербургская газета»).
Музыкальная редакция балета Чайковского «Лебединое озеро» Дриго исполняется театрами во всем мире. Тем не менее мало кто это знает
Этот спектакль стал знаковым в судьбе Дриго, произведя сильное впечатление на хореографа Мариуса Петипа. В 1888 году главный балетмейстер готовил свою следующую работу – балет «Весталка» по сценарию С. Н. Худекова из истории Древнего Рима. Музыку к этому балету написал критик Михаил Иванов, ученик П. И. Чайковского. Музыка оказалась очень сложной, непривычной, и итальянская балерина Элена Корнальба (исполнительница главной партии Аматы) обратилась к Петипа с просьбой увеличить количество тактов в ее сольной партии. Дополнительные танцы и редакция многих партий были также дописаны Дриго. Он составил два дополнительных номера, известные как «Эхо» и «Сладкий вальс». Дриго также написал номер для Купидона под названием «L’amour» для балерины Марии Горшенковой.
«Для прощального бенефиса г-жи Элены Корнальбы был поставлен М. Петипа балет “Талисман”, вызвавший в печати пререкания между автором программы К. Тарновским, требовавшим чтобы его имя было поставлено на афише рядом с М. Петипа», – писал С. Н. Худеков в IV томе «Истории танцев». – «Вообще этот эпизод обнаружил давно укоренившуюся в Петербурге манеру балетмейстеров не печатать на афишах имена авторов программ, благодаря чему публика предполагала, что балетный сюжет принадлежит творчеству одного балетмейстера».
Когда был сделан сценарий следующего балета, Корнальба просила балетмейстера, чтобы композитором этого спектакля был Дриго. В балете «Талисман» (1889) рассказывалась история об индусской богине Амравати, которая спускается с небес, чтобы проверить свое сердце против искушений земной любви. Балет был показан впервые 25 января 1889 года. Несмотря на роскошные декорации, многие удачные хореографические эпизоды, мизансцены балета, успех оказался посредственным. Тем не менее музыка Дриго была признана шедевром.
Два одноактных анакреонтических (фр. «anacré ontique» – любовная лирика) балета, поставленных для ежегодной церемонии вручения дипломов, вписали новую страницу в биографию композитора. Первый – «Волшебная флейта» (1893), сюжет которого был немного моложе «Тщетной предосторожности», – походил на многие «крестьянские балеты» своего времени. Это история про дочь богатого фермера Лизу, влюбленную в крестьянина Луку. Но отец и мать прочили ее за старого маркиза. На помощь является волшебник Оберон, который дарит Луке волшебную флейту. Под ее музыку Лука заставляет танцевать всех собравшихся на помолвку Лизы и маркиза до тех пор, пока не соглашаются отдать ему невесту. В ролях Лизы и Луки выступали тринадцатилетние Станислава Белинская и Михаил Фокин, а родителей Лизы играли четырнадцатилетняя Агриппина Ваганова и пятнадцатилетний Леонид Михайлов. «Танцы в балете довольно упрощенные, не идут дальше простых “баллоне и балансе”», – отмечал критик Безобразов. Но Дриго написал такую веселую танцевальную музыку, Л. И. Иванов нашел такие свежие и забавные штрихи в обрисовке персонажей, что балет привлек внимание театрального начальства и был перенесен на сцену Мариинского театра.
Следующий балет Дриго – «Пробуждение Флоры» (1894), премьера которого состоялась 28 июля 1894 года в парадном спектакле на сцене Петергофского театра с Матильдой Кшесинской в роли Флоры. Он был специально поставлен М. И. Петипа по случаю бракосочетания Великой княгини Ксении Александровны с Великим князем Александром Михайловичем. За постановку этого спектакля Дриго был пожалован императором орден Святой Анны I степени. «Красоты живописных групп и общих ансамблей, выдержанный классический характер танцев, отпечаток тонкого вкуса, лежащий на всем. Неистощимый талант и разнообразие фантазии нашего первого балетмейстера М. И. Петипа находится в полной силе», – сообщала «Петербургская газета».
В конце 1894 года Дриго подготовил новую редакцию балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро», используя первоначальный вариант оркестровки, предоставленный братом композитора М. И. Чайковским. После успеха «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» директор Императорских театров Иван Всеволожский выразил интерес к возвращению балета. Дриго вспоминал: «Чайковский умер, не успев осуществить планы по восстановлению “Лебединого озера”. Полное возрождение балета было запланировано в течение 1894–1895 сезонов Императорского балета под руководством М. Петипа и Л. Иванова. Брат Чайковского Модест одобрил мою кандидатуру. Я должен был пересмотреть инструментовку, ряд фортепианных пьес, включенных в балет, и сделать новые правки согласно инструкциям Петипа». Новая премьера спектакля на сцене Мариинского театра состоялась 15 января 1895 года, в главной двойной партии Одетты–Одиллии выступила итальянская прима-балерина Пьерина Леньяни. Музыкальная редакция балета «Лебединое озеро» Дриго исполняется балетными театрами во всем мире. Тем не менее мало кто это знает.
Следующий великолепный балет Дриго – «Жемчужина» (иногда известный на русском языке как «Прелестная жемчужина», «Удивительный жемчуг»). Был поставлен в московском Большом театре по случаю коронационных торжеств императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. «То была действительно хореографическая жемчужина в чудесной оправе строго выдержанных классических танцев. В этой прелестной одноактной “блестке” участвовали все ведущие балетные звезды. Пьерина Леньяни в главной роли Белой жемчужины. Аделина Джури – Розовая жемчужина, Матильда Кшесинская – Желтая жемчужина, Клавдия Куличевская – Черная жемчужина, Любовь Рославлева – Голубая жемчужина, Анна Иогансон – Зеленая жемчужина.
За музыку к этому балету Дриго был награжден новым императором орденом Святого Станислава. Музыка из балета «Жемчужина» часто использовалась в других балетах, например, при восстановлении балета «Конек Горбунок» хореографом Александром Горским. Музыку Дриго часто выдавали за музыку Ц. Пуни.
В 1899 году Петипа начал работу над сценариями двух новых балетов, основанных на эпизодах итальянской комедии дель арте, которые он назвал «Миллионы Арлекина» и «Сезоны». Первоначально Петипа намеревался предложить написать музыку к балету «Миллионы Арлекина» Александру Глазунову, а к «Сезонам» – Риккардо Дриго, но вышло наоборот. Работая над музыкальной партитурой «Миллионы Арлекина», Дриго совершал ежедневные прогулки в Летний сад, вдоль набережной Невы, все время думал о родной Италии. Во время одной из таких прогулок Дриго написал известную Серенаду для соло мандолины, которую включил в балет. Другой замечательной частью балета им придумана Колыбельная песня Коломбины (Valse des Alouettes), написанная специально для арфиста Альберта Цабеля. Премьера состоялась в Эрмитажном театре. Мелодичная и очень танцевальная музыка привела в восторг балетоманов. В спектакле забавлялись веселыми проделками Коломбина – М. Кшесинская, Пьеретта – О. Преображенская и Арлекин – М. Фокин, которым покровительствовала добрая фея. Здесь было двенадцать танцевальных номеров самого разного характера – массовых и сольных, классических и народных. «Все танцы сочинены М. Петипа с тем вкусом и искусством, секрет которых принадлежит ему одному», – писал М. Безобразов о спектакле.
Государыня Императрица Александра
Федоровна просила Дриго сделать фортепианное переложение музыки балета, многие коллеги предлагали Дриго посвятить свое произведение Императрице. Запрос Дриго, отправленный в Кабинет министров, вызвал долгие обсуждения на тему, достойно ли это переложение российской Императрицы. Ответ пришел благоприятный, и посвящение было любезно принято. Балет переименовали в «Арлекинаду». По сей день это самый популярный балет Дриго, ставящийся во многих странах мира.
Весной 1902 года композитор с группой танцовщиков Императорского балета был приглашен Раулем Гюнсбургом, директором Оперы Монте-Карло, привезти балет в Монако. Дриго сочинил музыку для одноактного дивертисмента, названного «Легенда Монако» (автор либретто – принц Альбрехт). Балет показали впервые в зале Гарньер 30 марта с участием примы-балерины Ольги Преображенской. В ноябре 1903 года Петипа по предложению Всеволожского начал ставить балет Дриго «Роман Бутона розы и Бабочки» для рождественского спектакля в Эрмитажном театре. Однако спектакль осуществлен не был из-за начавшейся русско-японской войны и смены директора Императорских театров.
В. А. Теляковский, пришедший на этот пост, относился к Дриго вполне лояльно, о чем можно судить по дневниковым записям. Примечательно, что дирижерское искусство Дриго одобрил… Густав Малер, гастролировавший в 1907 году в России. В Дневнике Теляковского за 14 октября 1907 года читаем: «Присутствовал в Мариинском театре на балете “Испытание Дамиса” [которым дирижировал Дриго. – Прим. ред.]. На спектакле этом присутствовал капельмейстер Малер, которому очень понравился как балет, так и музыка Глазунова. Вообще балет прошел хорошо. В “Жизели” Pas de deux танцевала Карсавина с Нижинским и имела выдающийся успех…»
Из других источников известно, что Малер выразил Теляковскому свое удивление, что Дриго редко использует левую руку, и что он впечатлен его способностью синхронизировать действие музыки. Малер сообщил Теляковскому, что хотел бы встретиться с Дриго и поздравить его с феноменальными способностями. Состоялась ли такая встреча – история умалчивает…
Дриго готовил новую редакцию балета «Талисман» для постановки нового главного балетмейстера Николая Легата. На премьере в Мариинском театре присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Партию богини Нирити танцевала Ольга Преображенская, сенсацию произвел молодой танцовщик Вацлав Нижинский в парии Вайю, бога ветра. Дриго отдыхал на родине, когда было объявлено начало Первой мировой войны, которая препятствовала его возвращению в Россию в течении двух лет. Вскоре после прибытия в Петроград он был выселен из дома, в котором проживал. Последнее время жил с группой, поддерживавшей итальянских эмигрантов.
В 1919 году Дриго был депортирован на родину. По случаю его отъезда был дан праздничный дивертисмент в бывшем Мариинском театре. Балетмейстер Федор Лопухов поставил новую редакцию Дриго и Петипа балета под названием «Рассказ о Бутоне розы». В конце торжества Федор Шаляпин прочитал эмоциональную прощальную речь на итальянском и русском языках. Бывшему придворному композитору было позволено взять с собой не более 60 килограммов личного имущества. Дриго оставил все в России за исключением музыкальных партитур, которые использовал в качестве подушки во время двухмесячного переезда в Падую через Одессу и Константинополь. На родине он девять лет продолжал работать в театре Гарибальди в качестве капельмейстера. Последней его работой была опера «Белая гвоздика» в театре Гарибальди в 1929 году. Дриго ушел из жизни тихо 1 октября 1930 года в возрасте 84 лет. Улица, на которой он проживал, со временем была названа в его честь.