Сказка и эпос от финского старца События

Сказка и эпос от финского старца

Лейф Сегерстам выступил в Санкт-­Петербурге

Санкт-­Петербургский государственный академический симфонический оркестр на фоне своих именитых собратьев – коллектив сравнительно молодой. Однако за свою чуть более чем полувековую историю он успел отметиться с яркими звездами и записать интереснейшие программы. Концерт, прошедший в Большом зале Петербургской филармонии, оказался для СПб ГАСО необычным. Впервые за пульт этого коллектива встал выдающийся финский дирижер Лейф Сегерстам, продирижировавший первыми симфониями Шостаковича и Сибелиуса.

Больше похожий на сказочного персонажа Йоулупукки (финский Дед Мороз), чем на строгого музыкального руководителя, Сегерстам мгновенно вызвал искреннюю симпатию у пришедших в этот вечер в Большой зал филармонии слушателей. Они долго не желали отпускать героя стоячими овациями, а потом выстроились в очередь за автографами, которые маэстро щедро раздавал, сидя в директорской ложе. Импозантная внешность мощного старца с седой бородой в случае с Сегерстамом – харизма, за которой стоит глубокий музыкант и профессионал высочайшего класса. Свидетельством тому стал прошедший концерт. Порой казалось, что дирижер действительно «шаманит» за пультом, то будто таинственно нашептывая, а то повелительно размахивая руками, но все эффектные внешние жесты четко обозначали узловые моменты формы, а само развертывание музыкального материала было увлекательным и захватывающим как для публики, так и для самих музыкантов.

Концерт начался с Первой симфонии Шостаковича. Сверкающую яркими красками и переливающимися разными тембрами партитуру девятнадцатилетнего Шостаковича, молодого выпускника консерватории, Сегерстам трактовал скорее как «сказочные зарисовки», нежели сатиру. В его Шостаковиче был больше слышен наследник великой школы Римского-­Корсакова, нежели «летописец современности». Однако все остроумные парадоксы и «несостыковки» были замечательным образом выделены, просто музыка словно оторвалась от породившего его бытового контекста и устремилась туда, где и положено быть искусству, – в пространство мифа.

Грандиозной эпической сагой предстала у Сегерстама Первая симфония Сибелиуса, нечасто звучащая на наших концертных эстрадах. Размах и мощь этого произведения измеряется не только его сорокаминутной протяженностью, но самим характером мелодий и принципом их развития. Умевший передавать при помощи великолепной и самобытной оркестровки почти что с чувственной осязаемостью дуновение холодных ветров и бескрайний простор озер со студеной водой, Сибелиус удивительным образом сплавлял в своей музыке вагнеровскую мощь с пластикой балетов Чайковского. Сегерстам чувствует себя в симфонической стихии Сибелиуса как рыба в воде, его собственная увлеченность этой музыкой передалась оркестру и зрителям, будто попавшим в мощный поток, то стремительно низвергающийся через скалы, то замирающий в зеркальных гладях. На бис было исполнено Andante Festivo Сибелиуса, одно из последних произведений финского классика, переложенное с квартета на струнный оркестр, и единственное, записанное им в качестве дирижера. После масштабной прозвучавшей Первой симфонии эта небольшая пятиминутная пьеса казалась легким облаком на «груди утеса-­великана», исполненным светлой печали взглядом на музыку, искусство и жизнь.