Сказка и эпос от финского старца События

Сказка и эпос от финского старца

Лейф Сегерстам выступил в Санкт-­Петербурге

Санкт-­Петербургский государственный академический симфонический оркестр на фоне своих именитых собратьев – коллектив сравнительно молодой. Однако за свою чуть более чем полувековую историю он успел отметиться с яркими звездами и записать интереснейшие программы. Концерт, прошедший в Большом зале Петербургской филармонии, оказался для СПб ГАСО необычным. Впервые за пульт этого коллектива встал выдающийся финский дирижер Лейф Сегерстам, продирижировавший первыми симфониями Шостаковича и Сибелиуса.

Больше похожий на сказочного персонажа Йоулупукки (финский Дед Мороз), чем на строгого музыкального руководителя, Сегерстам мгновенно вызвал искреннюю симпатию у пришедших в этот вечер в Большой зал филармонии слушателей. Они долго не желали отпускать героя стоячими овациями, а потом выстроились в очередь за автографами, которые маэстро щедро раздавал, сидя в директорской ложе. Импозантная внешность мощного старца с седой бородой в случае с Сегерстамом – харизма, за которой стоит глубокий музыкант и профессионал высочайшего класса. Свидетельством тому стал прошедший концерт. Порой казалось, что дирижер действительно «шаманит» за пультом, то будто таинственно нашептывая, а то повелительно размахивая руками, но все эффектные внешние жесты четко обозначали узловые моменты формы, а само развертывание музыкального материала было увлекательным и захватывающим как для публики, так и для самих музыкантов.

Концерт начался с Первой симфонии Шостаковича. Сверкающую яркими красками и переливающимися разными тембрами партитуру девятнадцатилетнего Шостаковича, молодого выпускника консерватории, Сегерстам трактовал скорее как «сказочные зарисовки», нежели сатиру. В его Шостаковиче был больше слышен наследник великой школы Римского-­Корсакова, нежели «летописец современности». Однако все остроумные парадоксы и «несостыковки» были замечательным образом выделены, просто музыка словно оторвалась от породившего его бытового контекста и устремилась туда, где и положено быть искусству, – в пространство мифа.

Грандиозной эпической сагой предстала у Сегерстама Первая симфония Сибелиуса, нечасто звучащая на наших концертных эстрадах. Размах и мощь этого произведения измеряется не только его сорокаминутной протяженностью, но самим характером мелодий и принципом их развития. Умевший передавать при помощи великолепной и самобытной оркестровки почти что с чувственной осязаемостью дуновение холодных ветров и бескрайний простор озер со студеной водой, Сибелиус удивительным образом сплавлял в своей музыке вагнеровскую мощь с пластикой балетов Чайковского. Сегерстам чувствует себя в симфонической стихии Сибелиуса как рыба в воде, его собственная увлеченность этой музыкой передалась оркестру и зрителям, будто попавшим в мощный поток, то стремительно низвергающийся через скалы, то замирающий в зеркальных гладях. На бис было исполнено Andante Festivo Сибелиуса, одно из последних произведений финского классика, переложенное с квартета на струнный оркестр, и единственное, записанное им в качестве дирижера. После масштабной прозвучавшей Первой симфонии эта небольшая пятиминутная пьеса казалась легким облаком на «груди утеса-­великана», исполненным светлой печали взглядом на музыку, искусство и жизнь.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории