Сказка на вырост События

Сказка на вырост

Театр имени Наталии Сац вновь удивил раритетом, представив российскую премьеру оперы «Нуш-Нуши» Хиндемита

В Театре Сац всегда делают ставку на просвещение и развитие. Здесь хорошо понимают, что детям, при всей их эмоциональности, клиповом мышлении и любви к ярким картинкам, важно познавать окружающий мир и размышлять над тем, что происходит вокруг. Поэтому в репертуаре театра появляются спектакли, которые поднимают близкие для ребят темы.

Вместе с тем Театр Сац – это место, где постоянно звучит музыка. А музыкальное искусство уже само по себе – сильный инструмент развития мышления, вкуса, интуиции. И главное его преимущество в том, что оно зачастую доступнее любых других языков, потому что воздействует на наши эмоции. Даже если ребенку сложно считать идею сочинения (часто из-за отсутствия жизненного опыта), хорошая музыка – это то, что он всегда сможет понять и прочувствовать. В этом плане детским театрам важно внимательно подходить к выбору малоизвестных или совсем новых произведений.

В Театре Сац к неизведанным партитурам обращаются довольно часто. В нынешнем сезоне здесь начали проводить проект «RЕ-Конструкция», где наряду со старинной и современной музыкой заявлены незаслуженно забытые сочинения ХХ века. В марте состоялась премьера одного из таких «раритетов»: это опера «Нуш-Нуши» Пауля Хиндемита. Режиссер Георгий Исаакян представил ее в экономной semi-stage версии.

«Нуш-Нуши» называют экзотической сказкой для бирманских марионеток. Тем не менее это сочинение не предназначалось для детской аудитории, и с точки зрения содержания это абсолютно взрослая вещь. «Нуш-Нуши» входит в триаду ранних одноактных опер Хиндемита, где в центре внимания – гендерные отношения и проблема эроса. В первой опере этого триптиха («Убийца, надежда женщин») композитор исследует природу бессознательного и инстинкты, которым всецело подчинены герои: чувственное влечение, страх, желание доминировать. В «Святой Сусанне» – последней опере этой серии – идет речь о страсти монахини к образу Христа, о подавлении чувственности и о торжестве природы над религиозными запретами.

«Нуш-Нуши» отличается от других ранних опер Хиндемита. В этом сочинении тема гендерных отношений подается в шутовском преломлении, а всё чувственное скрывается под маской сказочных условностей. Сюжет оперы очень прост и схематичен. Прекрасный господин Цатвай поручает своему слуге Тум-Туму (Пётр Сизов) выкрасть одну из императорских жен. Не разобравшись, кого имел в виду хозяин, слуга приводит сразу четырех женщин (Людмила Верескова, Альбина Файрузова, Анна Рябченко, Ольга Бутенко). Опасаясь гнева своего господина, Тум-Тум пытается найти себе нового хозяина. На улице он встречает пьяницу-генерала (Олег Банковский), разыгрывает сцену его спасения от чудища Нуш-Нуши и получает у него место оруженосца. Когда же приходит время оправдываться перед императором (Владислав Дорожкин) и называть имя хозяина, Тум-Тум сдает бедного вояку, и тот подвергается «обычному в таких случаях наказанию».

Музыка «Нуш-Нуши» мало похожа на то, к чему мы привыкли в популярных опусах Хиндемита.

В этом сочинении композитор изящно стилизует восточную экзотику и пародирует различные романтические клише, примеряя маски Вагнера, Штрауса, Россини и Малера. Существует версия, что именно это и могло стать причиной скандала, который произошел на одном из первых показов оперы. В последней сцене разочарованный предательством генерала император произносит текст короля Марка из «Тристана и Изольды». Публика на тот момент могла воспринять этот ход как глумление молодого и малоизвестного композитора над идеалами позднего романтизма: то, что у Вагнера подавалось всерьез, Хиндемит обесценил насмешкой.

Еще одна изюминка этой партитуры – насыщенная оркестровая фактура. «Нуш-Нуши» – это опера, где инструменталисты могут развернуться и почувствовать себя на равных с вокалистами. И оркестру Театра Сац под управлением Артема Макарова такой выход за пределы прикладной роли оказался абсолютно под силу. Инструментальный пласт оперы получился на редкость цельным и детально проработанным.  В кульминациях ощущался симфонический масштаб, все скерцозные фрагменты были идеально артикулированы, а лирические островки с образами томного востока тонко прослушаны.

В вокальном плане опера Хиндемита – тоже непростой материал. Несмотря на то, что партии здесь небольшие, певцам театра приходится труднее, чем инструменталистам. Во-первых, это сочинение рассчитано на артистов с большими и сильными голосами. Во-вторых, певцы театра часто вынуждены конкурировать с оркестром, и местами темперамент инструменталистов оказывается сильнее. Тем не менее общее впечатление от вокала это не портит. Артисты первого состава достойно справляются с подводными камнями хиндемитовской партитуры и показывают хорошую работу с немецким текстом в эпилоге.

Единственное, что не всегда всем удается, – это игра. «Нуш-Нуши» – это сплошной гротеск, поэтому материал требует от артистов особой отдачи вплоть до нарочитости и преувеличения. И, увы, шикарные расписные костюмы не спасают, когда актер не выкладывается. Возможно, артистов пока сковывает сам формат semi-stage и отсутствие просторного пространства. Все-таки в других условиях им было бы проще развернуться и найти контакт с публикой. Впрочем, полноценное сценическое воплощение «Нуш-Нуши» театр запланировал уже на следующий сезон. И, скорее всего, обычный зал подойдет для этой оперы больше, чем нынешнее фойе, при всей его атмосферности и акустических возможностях.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории