Сказка на вырост События

Сказка на вырост

Театр имени Наталии Сац вновь удивил раритетом, представив российскую премьеру оперы «Нуш-Нуши» Хиндемита

В Театре Сац всегда делают ставку на просвещение и развитие. Здесь хорошо понимают, что детям, при всей их эмоциональности, клиповом мышлении и любви к ярким картинкам, важно познавать окружающий мир и размышлять над тем, что происходит вокруг. Поэтому в репертуаре театра появляются спектакли, которые поднимают близкие для ребят темы.

Вместе с тем Театр Сац – это место, где постоянно звучит музыка. А музыкальное искусство уже само по себе – сильный инструмент развития мышления, вкуса, интуиции. И главное его преимущество в том, что оно зачастую доступнее любых других языков, потому что воздействует на наши эмоции. Даже если ребенку сложно считать идею сочинения (часто из-за отсутствия жизненного опыта), хорошая музыка – это то, что он всегда сможет понять и прочувствовать. В этом плане детским театрам важно внимательно подходить к выбору малоизвестных или совсем новых произведений.

В Театре Сац к неизведанным партитурам обращаются довольно часто. В нынешнем сезоне здесь начали проводить проект «RЕ-Конструкция», где наряду со старинной и современной музыкой заявлены незаслуженно забытые сочинения ХХ века. В марте состоялась премьера одного из таких «раритетов»: это опера «Нуш-Нуши» Пауля Хиндемита. Режиссер Георгий Исаакян представил ее в экономной semi-stage версии.

«Нуш-Нуши» называют экзотической сказкой для бирманских марионеток. Тем не менее это сочинение не предназначалось для детской аудитории, и с точки зрения содержания это абсолютно взрослая вещь. «Нуш-Нуши» входит в триаду ранних одноактных опер Хиндемита, где в центре внимания – гендерные отношения и проблема эроса. В первой опере этого триптиха («Убийца, надежда женщин») композитор исследует природу бессознательного и инстинкты, которым всецело подчинены герои: чувственное влечение, страх, желание доминировать. В «Святой Сусанне» – последней опере этой серии – идет речь о страсти монахини к образу Христа, о подавлении чувственности и о торжестве природы над религиозными запретами.

«Нуш-Нуши» отличается от других ранних опер Хиндемита. В этом сочинении тема гендерных отношений подается в шутовском преломлении, а всё чувственное скрывается под маской сказочных условностей. Сюжет оперы очень прост и схематичен. Прекрасный господин Цатвай поручает своему слуге Тум-Туму (Пётр Сизов) выкрасть одну из императорских жен. Не разобравшись, кого имел в виду хозяин, слуга приводит сразу четырех женщин (Людмила Верескова, Альбина Файрузова, Анна Рябченко, Ольга Бутенко). Опасаясь гнева своего господина, Тум-Тум пытается найти себе нового хозяина. На улице он встречает пьяницу-генерала (Олег Банковский), разыгрывает сцену его спасения от чудища Нуш-Нуши и получает у него место оруженосца. Когда же приходит время оправдываться перед императором (Владислав Дорожкин) и называть имя хозяина, Тум-Тум сдает бедного вояку, и тот подвергается «обычному в таких случаях наказанию».

Музыка «Нуш-Нуши» мало похожа на то, к чему мы привыкли в популярных опусах Хиндемита.

В этом сочинении композитор изящно стилизует восточную экзотику и пародирует различные романтические клише, примеряя маски Вагнера, Штрауса, Россини и Малера. Существует версия, что именно это и могло стать причиной скандала, который произошел на одном из первых показов оперы. В последней сцене разочарованный предательством генерала император произносит текст короля Марка из «Тристана и Изольды». Публика на тот момент могла воспринять этот ход как глумление молодого и малоизвестного композитора над идеалами позднего романтизма: то, что у Вагнера подавалось всерьез, Хиндемит обесценил насмешкой.

Еще одна изюминка этой партитуры – насыщенная оркестровая фактура. «Нуш-Нуши» – это опера, где инструменталисты могут развернуться и почувствовать себя на равных с вокалистами. И оркестру Театра Сац под управлением Артема Макарова такой выход за пределы прикладной роли оказался абсолютно под силу. Инструментальный пласт оперы получился на редкость цельным и детально проработанным.  В кульминациях ощущался симфонический масштаб, все скерцозные фрагменты были идеально артикулированы, а лирические островки с образами томного востока тонко прослушаны.

В вокальном плане опера Хиндемита – тоже непростой материал. Несмотря на то, что партии здесь небольшие, певцам театра приходится труднее, чем инструменталистам. Во-первых, это сочинение рассчитано на артистов с большими и сильными голосами. Во-вторых, певцы театра часто вынуждены конкурировать с оркестром, и местами темперамент инструменталистов оказывается сильнее. Тем не менее общее впечатление от вокала это не портит. Артисты первого состава достойно справляются с подводными камнями хиндемитовской партитуры и показывают хорошую работу с немецким текстом в эпилоге.

Единственное, что не всегда всем удается, – это игра. «Нуш-Нуши» – это сплошной гротеск, поэтому материал требует от артистов особой отдачи вплоть до нарочитости и преувеличения. И, увы, шикарные расписные костюмы не спасают, когда актер не выкладывается. Возможно, артистов пока сковывает сам формат semi-stage и отсутствие просторного пространства. Все-таки в других условиях им было бы проще развернуться и найти контакт с публикой. Впрочем, полноценное сценическое воплощение «Нуш-Нуши» театр запланировал уже на следующий сезон. И, скорее всего, обычный зал подойдет для этой оперы больше, чем нынешнее фойе, при всей его атмосферности и акустических возможностях.

Боккаччо, Гоголь, маскарад… События

Боккаччо, Гоголь, маскарад…

На Новой сцене Большого театра с большим размахом прошли гастроли Свердловской музкомедии

Домра как центр мироздания События

Домра как центр мироздания

В Тамбове прошел V фестиваль Prima Domra

Чайковский, кажется, лишний События

Чайковский, кажется, лишний

Димитрис Ботинис впервые выступил с АCО Петербургской филармонии как его худрук и главный дирижер

Муки французские, сны русские События

Муки французские, сны русские

Фестиваль РНО завершили раритеты Мессиана, Капле и Дебюсси