События
Московский детский музыкальный театр «Экспромт», открывший свой 37-й сезон, порадовал публику постановкой одной из многочисленных детских опер Сергея Баневича. Притча Дмитрия Мамина-Сибиряка «О молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке» была немного переиначена для упрощения сюжета: нет кухарки, которая возвышалась, как высший судья, над героями, нет и черного таракана, а из кота сделали кошку. Но сути истории это не меняет. Кашка и Молочко всегда спорят друг с другом без видимой причины, а иногда даже заливают кухню, когда увлекаются. Кошка предлагает разрешить их спор, но, конечно же, не удерживается, выпивает все молоко и съедает кашку. А находящемуся рядом в клетке Скворцу остается только проливать горькие слезы. Впрочем, как основательница «Экспромта» Людмила Иванова когда-то говорила, «наш театр действительно добрый», поэтому молоко возвращается на место, и все заканчивается хэппи-эндом для наших героев.
«Настоящая опера для самых маленьких», соответствуя своему подзаголовку, ставит своей задачей не только рассказать историю, но и образовать нынешнее поколение. Режиссура Надежды Новиковой создает своего рода «театр в театре», где по сюжету оперные певцы попадают по ошибке не в тот спектакль и в последний момент перестраиваются с дуэта из «Травиаты» на «Оперу про кашку, кошку и молоко». Так «хаотично» начинается вступление, где ведущие спектакля Татьяна Скареднева (она же играет Кошку) и Владимир Токарев (также Скворец) объясняют детской аудитории, что такое опера, из каких элементов она состоит и как надо вести себя во время спектакля. Оба артиста образовали прекрасный ансамбль на сцене и рассказывали так интересно, что полностью захватили внимание маленьких детей в зале. Спектакль справедливо рекомендован для детей от 3 лет; видно, что он визуально решен с учетом специфики восприятия малышей. Сцена оформлена в традициях игрушечных домов и детских иллюстраций, в мягких пастельных тонах (художник – Валерия Репина). Думается, что детям было интересно любоваться на декорации на переднем плане, изображающие кастрюли с кашкой и молоком, на гигантскую клетку скворца за ними и на задник со словно нашитыми на него ухватками.

Сердцем оперы стала Татьяна Скареднева, из серого котишки со столь же морально «серой» ролью в оригинальной притче превратившаяся в устрашающую кошку. Певица умело балансировала на тонкой грани между обаятельной затейницей и злодейкой по типу волшебницы Малефисенты из одноименного американского фильма-фэнтези. Глядя на ее многозначительные улыбки, дети в зале не очень понимали, радоваться им или печалиться, что, думается, было сделано намеренно. По контрасту с ней Владимир Токарев играет боязливого и печального Скворца, сжавшегося в своей клетке. Его музыка полна протяжных, вздыхающих интонаций, которые певец убедительно передает. Воплощенные в виде двух ансамблей детей-певцов Кашка (Сергей Зырянов, Алана Хасанова) и Молоко (Александра Зырянова, Алсу Богоутдинова, Элеонора Хасанова) получили возможность порадовать публику на удивление слаженными хореографическими номерами, где они по очереди высовываются из «кастрюль» (балетмейстер – Марианна Богданова). На лицах юных исполнителей только одни улыбки – трудно даже поверить, что они по сюжету ссорятся друг с другом.
Несмотря на лаконичность, опера написана с соблюдением всех традиций: в ней есть арии, дуэты и хоры, а либретто содержит в себе полноценную завязку, конфликт и его разрешение. Сергей Баневич вплетает в понятную по стилю музыку нотки современности: где-то джазовый ритм, где-то острое гармоническое сочетание. Музыканты инструментального ансамбля – Кристина Зайцева (фортепиано), Татьяна Гониашвили (флейта) и Прасковья Тынянских (ударные) играли вдохновенно и с душой интонировали каждую фразу и даже мелкий мотив. Было благородно со стороны ведущих отдельно представить их в начале и в конце спектакля, ибо в такого рода представлениях аккомпанемент часто остается в буквальном смысле в тени.
Опера Сергея Баневича преподносит юной аудитории незатейливую, но жизненную историю с приятным оформлением — своего рода репетицию ко «взрослым» представлениям. Программа фестиваля «Видеть музыку», организованного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РФ, в этом году включает в себя много и других детских спектаклей, привезенных со всех уголков страны и предназначенных для разного возраста, таких как «Ящик с игрушками» К. Дебюсси и «Веселые уроки» В. Овсянникова.
Состоялась пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля «Видеть музыку»