Скрипка и немножко нервно События

Скрипка и немножко нервно

Артур Зобнин выступил с сольной программой на фестивале reMusik.org

Ежегодный музыкальный форум reMusik.org обращен к современности. В его объективе –новейшие тенденции композиторской практики, электроакустическая и экспериментальная музыка, саунд-арт и свободная импровизация.

Понятие современности давно утратило определенность и не ограничивается ближайшим периодом времени: здесь звучит музыка с конца XX столетия и до сочиненной буквально по ходу фестиваля в рамках композиторских курсов. Диалогичность авангардных авторов разных поколений кураторы и участники reMusik.org отразили в насыщенной двухнедельной афише концертов, образовательных программ и научных обсуждений.

Вечер 1 июня был посвящен исключительно скрипичному репертуару. Сольную программу, выстроенную согласно общей логике фестиваля – несколько премьерных произведений и несколько ставших уже частью канона новой музыки для скрипки, – исполнил Артур Зобнин, композитор и лидер МолОт-ансамбля. Концерт прошел в Доме Радио – в этом году петербургская резиденция Теодора Курентзиса и коллектива musicAeterna служит одной из площадок reMusik.org.

Само пространство мраморного фойе на втором этаже всегда составляет часть впечатления, если не сказать опыта, концертов в здании на Итальянской: музыку играют в полутьме, а в воздухе рассеян приятный аромат ладана. Окутанный шлейфом мистического, этот зал неожиданно стал для меня лучшим обиталищем нового. Акустика позволяет услышать все тончайшие нюансы музыкального и внемузыкального текста – даже легкий вздох или касание струны, – а приглушенный свет провоцирует ощущение внутренней отчужденности, необходимое для концентрации внимания, особой чуткости слуха.

Начался концерт с самого деликатного – пьесы Жоржа Апергиса The Only Line. Несколько минут ритмически неустойчивого щебетания в высочайшей тесситуре Зобнин исполнил с азартом и весело. Говорят, мастерство певца можно определить по тому, как он поет на пианиссимо. Если и о мастерстве скрипача судить по тому, как он управляется с самыми тихими звуками, то у Зобнина это получилось безукоризненно – как и плотное и напряженное глиссандо в Mikka «S» Яниса Ксенакиса. Пьеса, сыгранная к 100-летию «композитора-технократа», известна чрезвычайной исполнительской сложностью: две линии глиссандо скользят одновременно по двум струнам, то сливаясь в «грязный» унисон, то расходясь так широко, что кажется, будто скрипачей на самом деле двое. Игра на пределе возможностей характерна для всего творчества Ксенакиса и вписана в его картину мира – в преодолении технических трудностей он видел путь духовного роста.

В сравнении с остальными номерами премьерные пьесы Mechanical Waves (2021) Габриэле Спампинато и la Verge Foudroyante (2022) Тринтона Пратера были сыграны осторожно, даже робко. Куда убедительнее прозвучала Kairos (2015) Араша Азади для скрипки и электроники – исполнять «партию» последней вышел сам автор. Иранский саунд-артист исследует пение жаворонка путем спектрального анализа звука (оммаж Оливье Мессиану и французским спектралистам 1970-х?), рефлексируя о древней персидской притче о глупце, который тщетно пытался поймать птицу. Пьеса усложнена цепью концептуальных идей, описанных в комментарии к партитуре – это и признание бесполезности символов, и манифест об освобождении сознания от оков навязанных смыслов («the pressure of meaning»). Венчало концерт размышление об античности Сергея Слонимского – «Монодия» с авторским подзаголовком «по прочтении Еврипида». Посвящение 90-летию иконы петербургской композиторской школы стало сердцем вечера и, пожалуй, самым волнующим событием. В своей интерпретации Зобнин обострил неуспокоенность музыки Слонимского, ее живой нерв, но без лишней сентиментальности – пьеса прозвучала пронзительно и сдержанно. Родилась неизбежная рифма с тревогой наступившего времени, и вернувшись из темноты Дома Радио в петербургскую белую ночь, я еще долго думала о древних сюжетах, о новой музыке, и об этом самом новом времени.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»