Для любителей современных музыкальных перформансов, похоже, на карте Москвы появилось новое место притяжения – Детский музыкальный Театр имени Наталии Сац. На время реконструкции основной сцены художественный руководитель театра режиссер Георгий Исаакян задумал проводить цикл концертных программ «Re-конструкция», включающий различные раритетные партитуры и совершенно неожиданные экспериментальные проекты.
К последним относятся выступления пианиста и композитора Петра Айду. Не смотря на всю разность, концерты Айду в рамках «Re-конструкции» объединяет одна задача – исследовать и постичь природу звука, его формирования и трансформаций. Этому был посвящен и декабрьский перформанс, названный «Sonatrip». Как и другие концерты проекта Re-конструкция, эта программа была представлена в пространстве большого зрительского фойе, которое на период реконструкции основной сцены театра стало местом воплощения необычных сценических концепций.
Жанр программы «Sonatrip» Петр Айду определил как «звуковая скульптура». Действительно, в фойе, там, где на других программах цикла располагается оркестр или хор, заняли место совершенно необычные конструкции в стилистике современной урбанистической скульптуры и science-art. На десятке двухметровых трапециевидных деревянных опор, будто качели, были подвешены металлические пластины разных размеров. Маленькие и толстые кубики, продолговатые прямоугольники, различные неправильной формы ромбы, а на мостике над нижним фойе разместились несколько самых больших листов.
Все это могло бы напоминать какое-то шаманское устройство или даже инженерный объект, если бы не всевозможных форматов барабанные палочки, молоточки, молоты и прочие инструменты из обихода музыкантов-ударников. И во вступительном слове Петр Айду пояснил, что все металлические детали конструкции весят примерно одинаково, но при ударах о них звучат совершенно по-разному. Исследование удивительно разнообразной природы звука, которую могут издавать предметы из одного и того же материала – металла, но разные по форме – это и составляло сущность композиции.
Автором звуковой партитуры, вернее, правильнее будет сказать, звуковой концепции «Sonatrip» стал Петр Айду. А воплощал этот сольный перкуссионный проект Дмитрий Щёлкин, который артистично шаманил над невиданной конструкцией.
Первые удары, наносимые им по самым маленьким металлическим пластинам, наверняка воспринимались многими с раздражением: московским промозглым декабрьским вечером слушать удары молотка по металлу мало кому придётся по вкусу. Но, удивительное дело, никто не покинул фойе, превращенное в зрительный зал. Звуковые волны и вибрации разной интенсивности и высоты погружали в настоящий катарсис, увлекали, порой совершенно замечательно сливались с видами дождливо-снежных пейзажей столичного декабря за огромными панорамными окнами зимнего сада и фойе Театра Сац.
В драматургии композиции прослеживалась цикличность: возвращения к ударам, напоминающим размеренную дробь, по самым маленьким пластинам чередовались с медитативными шорохами по самым большим листам, звучания которых один в один напоминали далекие раскаты грома и шелест дождя. Эти перкуссионные эффекты так напоминали шумы летних гроз, что невольно думалось, будто такими приспособлениями пользуются звукоинженеры в озвучке кинофильмов. А удары самыми большими молотами по пластинам наиболее причудливых и разнообразных форм стали калейдоскопом звуков, обозначивших эффектную коду композиции.
Программа «Sonatrip» – интереснейший звуковой объект. С одной стороны, перед слушателями предстала ожившая скульптура, необычная звуковая конструкция. С другой – придуман оригинальный мультиперкуссионный инструмент и, что особенно интересно для специалистов, представлен опыт фиксации в специальной партитуре всех способов игры, ритмов, темпов, динамики. И, наконец, эта звуковая инсталляция является уникальным интерактивным объектом. Сразу же после исполнения «Sonatrip» едва ли все слушатели самых разных возрастов, устремились к конструкциям и начали, сначала робея, а затем все более смело и громко бить, ощупывать, раскачивать, – в общем всячески исследовать «на звук» и «на ощупь» придуманную Петром Айду звуковую скульптуру.
Продолжить исследования природы звука смогут и другие слушатели концертных программ Театра Сац: звуковая инсталляция будет размещена в фойе театра и доступна для зрителей еще долгое время после это вечера.