Славьте, ликуйте и праздник воспойте События

Славьте, ликуйте и праздник воспойте

Два взгляда на «Рождественскую ораторию» И. С. Баха

«Рождественская оратория» Баха – одно из самых популярных и любимых публикой сочинений, регулярно звучащее в Германии наряду с «Мессией» Генделя во время Адвента, и любой кантор, имеющий в своем распоряжении хор и камерный оркестр, считает своим долгом исполнить ораторию в это время. Солисты, как правило, приглашенные, имеют помимо оперной практики большой опыт в исполнении духовной и, в частности, барочной музыки.

Именно так прозвучало это сочинение у Кая Йоханнсена, известного российской публике в основном в качестве органиста. Он является кантором и органистом главной евангелической церкви Штутгарта Штифтскирхе с 1994 года, руководителем фестиваля «Час церковной музыки» и десятилетнего цикла с исполнением всех вокальных произведений Баха. В 2021 году в рамках этого проекта «Рождественская оратория» была исполнена Каем Йоханнсеном, инструментальным ансамблем Stiftsbarock Stuttgart и вокальным ансамблем Solistenensemble Stimmkunst. В этом году в исполнении оратории был задействован хор Stuttgarter Kantorei, основанный Йоханнсеном в 1994 году и состоящий из восьмидесяти полупрофессиональных певцов. Хор завоевал первые и вторые премии на государственных хоровых конкурсах земли Баден-Вюртемберг, в репертуаре коллектива произведения от хоровой полифонии XVIII века до нашего времени. Надо отметить, что в Германии очень распространено любительское или полулюбительское музицирование. Буквально каждый человек знаком с нотной грамотой, многие владеют игрой хотя бы на одном музыкальном инструменте. Тот, кто помимо основной профессии заинтересован заниматься музыкой более интенсивно, может записаться в хор или джаз-бенд при какой-нибудь церкви или даже стать членом полноценного оркестра. Уровень такого коллектива может быть весьма высоким, позволяющим исполнять разнообразный сложный репертуар. На концертах 2 и 3 декабря в Штифтскирхе шесть кантат, составляющих ораторию, были сыграны в два вечера; партию сопрано исполнила Анния Кристиана Адамсоне, партию альта – Генриетта Гёдде, партию тенора – Ханс Йорг Маммель, партию баса – Крешимир Стражанк.

Если говорить об исполнении в целом, то наиболее точными эпитетами, отражающими услышанное, были бы «умиротворение», «погружение в красоту звука». Конечно, среди шестидесяти четырех номеров, составляющих ораторию, есть очень разные сочинения, в разных жанрах, но все они под плавными взмахами дирижерской палочки Йоханнсена складывались в единую, очень гармоничную картину. Этому также способствовала акустика и атмосфера церкви: приглушенное освещение, мерцание свечей у алтаря, разноцветные стекла вытянутых окон. Основной акцент был сделан на качестве звучания инструментальных и вокальных пластов, при этом оркестр все-таки в большей степени играл сопровождающую роль – собственно говоря, он и был создан Йоханнсеном преимущественно для сопровождения хоровой музыки и почти не выступает с чисто инструментальными программами, а музыканты могут ротироваться. Большое внимание было уделено самому поэтическому тексту: все ударения в предложениях, расширения и ферматы были исполнены очень ясно – это помогало воспринимать произведение, ибо слово в нем является равноправным элементом партитуры.

Кай Йоханнсен

Другой вариант исполнения, концертный, состоялся 17 декабря с Фрайбургским Бах-оркестром и Бах-хором под руководством Ханнеса Райха, являющегося художественным руководителем обоих коллективов с 2016 года. Фрайбургский Бах-хор возник в сезоне 1943/1944 как студенческий хор Фрайбургского университета, который в марте 1944 года исполнил  «Страсти по Матфею» Баха во Фрайбургском соборе. Под руководством своего основателя и многолетнего руководителя Теодора Эгеля ансамбль не только превратился в формирующий институт в областной культурной жизни, но и дает многочисленные концерты в странах Европы и зарубежья, в том числе США, имея большой успех. В 1980-х годах репертуар хора был существенно расширен, в частности, установился живой контакт с хорами городов-побратимов Фрайбурга, кульминацией которого стало исполнение Девятой симфонии Бетховена в ноябре 2007 года с хоровыми делегациями из всех девяти городов-побратимов Фрайбурга. Нынешний руководитель, Ханнес Райх, – хоровой и симфонический дирижер. С тех пор, как в 2016 году Ханнес Райх получил премию Deutschen Chordirigentenpreis, он стал желанным гостем почти всех хоров немецкого радио. Он дирижировал такими коллективами, как Камерный хор RIAS и хоры Берлинского и Лейпцигского радио, также участвовал в постановках нескольких опер. Партии солистов исполнили Мелани Дреер (сопрано), Генриетта Гёдде (альт), участвовавшая в концертах 2 и 3 декабря с Йоханнсеном, Филипп Никлаус (тенор) и Симон Аменд (бас).

Исполнение оратории во Фрайбурге открывало новую грань этой музыки в более энергичных темпах и ярких контрастах. Манера дирижирования Ханнеса Райха значительно более раскованная, чем внешне спокойный стиль Йоханнсена, ведь Райх принадлежит к другому поколению и моложе своего коллеги на двадцать лет. При богатом арсенале приемов обоих дирижеров Райх не стеснялся производить также и не столь изящные внешне жесты, но зато очень эффективные, передающие живой импульс музыкантам. Уже первые такты начального хора «Славьте, ликуйте и праздник воспойте» задали витальный тон всему исполнению. Оркестр играл такую же важную роль, в некоторых случаях активно выходя на первый план. Кроме того, в составе, помимо органа-позитива, присутствовал клавесин, который Йоханнсен не использовал. Это давало возможность более разнообразно исполнить как арии, так и речитативы: в некоторых случаях сопровождение начинали играть струнные с клавесином, затем передавая эстафету органу и духовым. Одна из жемчужин оратории – уникальная ария сопрано Flößt, mein Heiland из четвертой кантаты, в которой присутствует вторая певица, исполняющая партию эхо. На обоих концертах она находилась на балконе, но в Штифтскирхе реплики гобоя, записанные Бахом в нюансе piano, также игрались вторым исполнителем, стоявшим за стеной по другую сторону алтаря, в результате чего возникал поразительный стереофонический эффект, усиленный церковной акустикой. Хотелось бы особенно отметить Райнхольда Фридриха, гениально сыгравшего во Фрайбурге партию первой трубы, сочетающего в своей концертной практике игру на исторической и современной трубе. Его дебют состоялся в 1982 году на фестивале Berliner Festwochen c исполнением Секвенции №10 Лучано Берио и в 1994 году в Большом зале Musikverein в Вене с Концертом для трубы Йозефа Гайдна, сыгранным на исторической трубе с клавишами. Партия альта, как и на концертах в Штутгарте, стала настоящим открытием: бархатный и глубокий тембр Гёдде завораживал. В репертуаре певицы ряд оперных ролей в нескольких немецких театрах, она является обладательницей престижной премии Роберта Шумана.

Ханнес Райх

В настоящее время «Рождественская оратория», как и другие, любимые публикой барочные произведения, в Европе все чаще можно услышать на исторических инструментах. Их особое звучание помогает приблизиться к замыслу автора, который нуждается в интерпретации талантливых, внимательных ко всем деталям дирижеров и исполнителей. Но не менее важным является и запрос публики: общая культура слушателей, традиция любительского музицирования также ускоряют процесс общего музыкального развития во всем мире, а чем выше уровень культуры, тем лучше живет и созидает все человечество.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.