Освещать культурную жизнь страны, быть в эпицентре событий, постоянно узнавать новое, много общаться и обзаводиться деловыми контактами – все эти возможности предоставляет профессия журналиста, в которую с каждым годом приходят все больше молодых людей. И это неудивительно, ведь «находиться в теме», быть perpetuum mobile и тянуться к знаниям свойственно юношеству.
Чтобы лично познакомиться с новым поколением журналистов, обменяться творческими идеями и концепциями, Ассоциация музыкальных журналистов, критиков и музыковедов пригласила в нелекторий «Мелодия» представителей студенческих СМИ со всей России. Участниками стали редакторы и авторы из множества консерваторий: Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Новосибирской, Казанской, Саратовской. К дебатам присоединились представители РАМ имени Гнесиных, ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, Тюменского института культуры, Сочинского института РУДН, Кировского колледжа музыкального искусства имени И.В. Казенина, а также Республиканского музыкального колледжа (Ижевск). Столь внушительный список участников дискуссии свидетельствует об актуальности обсуждавшихся вопросов. Чем живут сейчас студенческие СМИ? Велика ли дистанция от учебных медиа до настоящей журналистики? Зачем вообще обсуждать тему студенческих пресс-служб?
Именно с ответа на последний вопрос свое выступление на форуме начала доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории и РАМ имени Гнесиных, главный редактор критико-публицистического журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая, возглавляющая Ассоциацию журналистов: «В городах России, помимо Москвы и Петербурга, развивается своя культурная жизнь. И нам бы хотелось о ней знать, ведь в обмене информацией рождаются новые идеи, появляются новые творческие связи. То, о чем пишут сейчас журналисты, – это не просто изложение событий и констатация фактов, а возможность ориентироваться в культурном пространстве, быть в курсе того, что происходит сейчас в музыкальной жизни».
В приветственном слове Евгения Кривицкая также подробно рассказала о деятельности Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов, о задачах журнала «Музыкальная жизнь», его нынешней концепции, о том, как устроена редакция. Спикер также подчеркнула и принципиальную разницу между распространением информации в Интернете и написанием статьи в журнал. Ведь современная публика черпает новости из телеграм-каналов. Люди буквально заражены «телеграмной бациллой», отчего меняется характер изложения – короткие фразы, скудные мысли… «Так вы не выучитесь профессии журналиста, а лишь освоите технику подачи материала», – заключает Евгения Кривицкая.
Каждый из участников рассказывал об устройстве местных студенческих СМИ. Как выяснилось, у большинства вузов медиа электронные: группы в социальных сетях, отдельные сайты или разделы на веб-страницах учебных заведений. На этом фоне выделяется Московская консерватория, у которой есть газета с печатным тиражом; подсчет номеров ведется с 1938 года! Ее представитель, Айдана Кусенова, предложила к обсуждению важный вопрос – о трудной доле авторов-«мультиинструменталистов» (на плечи которых ложатся одновременно написание текстов, редактура, подбор фото- и видеоматериалов) и грамотном делегировании задач. Самым мобильным, идущим в ногу со временем, выглядело гнесинское интернет-издание «БезФальши», пестрящее самыми разными форматами коммуникации с читателями, – об этом рассказали главред Мария Гордиевская, а также студенты РАМ имени Гнесиных Глеб Чучалин и Вероника Калистратова. Многие студенты сетовали на ограничения, идущие от педагогов их вузов, а также жаловались на нехватку кадров (в Институте имени М.М. Ипполитова-Иванова за издание отвечают две инициативные инструменталистки, даже не музыковеды, как обычно бывает). О системе «универсального практического обучения» музыкальной журналистике в Нижегородской консерватории поведала Лидия Птушко – профессор, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музыкальной журналистики ННГК.
Нынешние популярные жанры в публицистике, специфику подачи горячих новостей, этику и интонацию журналиста ребята обсуждали с двумя приглашенными спикерами – с заведующей отделом культуры «Независимой газеты» кандидатом искусствоведения Мариной Гайкович и обозревателем газеты «Известия» кандидатом искусствоведения Сергеем Уваровым. Журналисты рассказали о месте новостей культуры в структуре газет, а также о том, чем работа в ежедневном издании отличается от сотрудничества с ежемесячным.
В основном ребят волновали два вопроса: как усовершенствовать работу их изданий, а также, самое главное, как пробиться молодому автору. Ответ один: «Общего рецепта нет». Однако основным пожеланием было не бояться пробовать все! Ведь студенческие СМИ, помимо освещения жизни вуза, созданы для того, чтобы ребята научились современным форматам медиа. В журналистике нельзя проявлять чрезмерную застенчивость и скромность; все спикеры признавались, что хотят видеть активных, амбициозных, вежливых и грамотных авторов! А пока есть время, то стоит его использовать во благо и немного поучиться…
Слет, прошедший при поддержке Российского музыкального союза и Союза композиторов России, открыл захватывающие перспективы – нужно выстроить взаимодействие региональных студенческих пресс-служб между собой, создать общий интернет-ресурс для оказания им технической поддержки. Радует и стремление участников к самосовершенствованию, их активный поиск новых путей коммуникации. И, как выяснилось, студенческие СМИ – это не пробы пера, а кузница кадров журналистского ремесла.