Сложнее всего – заглянуть в будущее События

Сложнее всего – заглянуть в будущее

в Концертном зале им. П.И.Чайковского завершился финальный этап XXI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик»

Девять финалистов стали обладателями Золотой, Серебряной и Бронзовой статуэток, напряженная борьба за которые продолжалась на протяжении трех туров.

Когда заходит речь о конкурсе «Щелкунчик», всегда представляется огромный зал, полный нарядной юной публики, гордых родителей, серьезных, взволнованных педагогов и заинтригованных любителей музыки, предвкушающих наслаждение от предстоящего события. Но увы, 2020-й карантинный год внес жесткие коррективы – все этапы конкурса, и финал с оркестром в том числе, проходил без публики.

Опыт конкурсного выступления исключительно перед членами жюри, безусловно, полезен для юного исполнителя, как возможность проверить себя в условиях, где оценочная составляющая выходит на первый план: нет дружных, многочисленных аплодисментов, нет взволнованного «дыхания зала», который слушает музыку и поддерживает. Такая атмосфера, возможно, легче воспринималась бы взрослыми конкурсантами, но для детей, пусть и не впервые познакомившихся с большой сценой, эта обстановка, очевидно, напомнила экзамен. Для многих участников она оказалась наименее подходящей, и в разной степени мешала показать музыкантский максимум.

«Карантинная специфика» обозначила себя и в другой, немаловажной детали – из-за длительного дистанционного периода в школах юные музыканты оказались лишены достаточного количества выходов на сцену, что также добавило напряженности состязательных туров. Тем ценнее стала победа для тех, кто со всем этим справился и смог проявить себя с лучших сторон.

Лидеры во всех номинациях проявились уже в первом туре. Юная арфистка из Ижевска – Светлана Новикова (Бронзовый Щелкунчик) сразу же привлекла внимание жюри искренностью, погруженностью в музыку и высоким мастерством. Скрипачка из Швейцарии Илва Эйгус (Золотой Щелкунчик) удивила чистотой и филигранностью техники в сложнейшем опусе – Сонате Изаи №2 для скрипки-соло, а москвичка Стефания Поспехина (Серебряный Щелкунчик) – виртуозностью и выразительным звучанием в «Интродукции и рондо-каприччиозо» К. Сен-Санса.

Илва Эйгу, Стефания Поспехина, Светлана Новикова

В секции духовых и ударных инструментов запоминающимся стал обаятельный кларнетист – Андрей Зайцев из Долгопрудного (Золотой Щелкунчик). Во втором туре юный музыкант замечательно исполнил «Два этюда-картины», написанные его педагогом – Антоном Прищепой. Творческий тандем ученика и учителя, выступившего в роли концертмейстера, произвел сильное впечатление на жюри. Ярко проявила себя и юная исполнительница на ударных инструментах – Вера Когай (Бронзовый Щелкунчик), поэтично прозвучала в транскрипции для ксилофона «Фантазия-экспромт» Шопена. А флейтистка Варвара Котарыгина (Серебряный Щелкунчик) покорила жюри виртуозностью и красочностью в эффектной сольной пьесе Кларка «Великая гонка на поезде».

Среди пианистов на всех турах лидировал харизматичный музыкант, будущий обладатель Золотого Щелкунчика – Роман Шер. На втором туре он исполнил «Арию с вариациями в итальянской манере» И. С. Баха с тонким чувством стиля, и этим совершенно покорил жюри.

Роман Шер

Иван Чепкин (Бронзовый Щелкунчик) проникновенно сыграл «Сирень» и «Этюд-картину» ми-бемоль минор Рахманинова, а участница из Чешской республики – Нора Луббадова (Серебряный Щелкунчик) заворожила артистичностью в «Цыганских танцах» Турина.

Однако, конкурс есть конкурс – среди тех, кто не прошел в финал, были не менее яркие и интересные музыканты, но их соревновательная судьба сложилась не так гладко. Иногда решающим было сильное волнение или не точно выбранный репертуар… Настоящую виртуозность проявил на первом этапе конкурса виолончелист Тихон Евланов (Москва), – он блестяще исполнил знаменитый «Полет шмеля». Однако во втором туре из-за сильного волнения его выступление оказалось менее ярким, и для выхода финал юному музыканту немного не хватило баллов. Незабываемое впечатление оставило выступление трубача Семена Соломатникова (Москва) с виртуозным сочинением Арбана «Венецианский карнавал», однако для участия в третьем туре он не дотянул в плане легкости и артистичности, предполагаемой в этом сочинении.

Многим запомнилось выступление скрипача Никиты Бессонова. Тонко и красочно прозвучала в его исполнении миниатюра Элгара «Salut d’ Amour», однако в «Рондино» Вьетана юному музыканту не хватило свободы и выразительности. Глубоко, прочувствованно играл пианист из Испании Гильермо Эрнандес Баррокаль. И, если его прочтение на втором туре Прелюдии до-диез минор Рахманинова полностью убедило членов жюри, то к интерпретации сочинения Баха они отнеслись очень строго, отметив стилистические неточности.

Самой юной участнице второго тура, пианистке Юсюань Мяо (Китай-Канада) всего 7 лет. Она замечательно исполнила «Арабеску №1» Дебюсси, но в силу возраста не показала необходимого понимания и мастерства в Этюде Шопена. Тем не менее, члены жюри назвали уникальным темп развития одаренной девочки – ведь она учится на своем инструменте всего полтора года!  Перипетии соревновательной борьбы на разных этапах лишний раз подтвердили, что конкурсная реальность сложна не только для самих участников, но и для членов жюри. Один из них, скрипач Никита Борисоглебский сказал так: «Если на взрослом конкурсе мы оцениваем сложившегося музыканта, то на детском надо суметь разглядеть потенциал, заглянуть в будущее, увидеть зачатки серьезного таланта… Это намного сложнее, и очень ответственно…».

И все же, несмотря на все трудности, конкурс состоялся на высоком уровне: телеканал «Культура» обеспечил трансляции туров во всех номинациях, в жюри участвовали виднейшие музыканты – опытные концертанты и педагоги, завершающий этап в концертном зале Чайковского прошел в атмосфере праздника, где финалисты конкурса сыграли с симфоническим оркестром Московской филармонии.

Во время выступлений было проведено смс-голосование, по результатам которого определился обладатель Приза зрительских симпатий (Роман Шер), был также вручен специальный приз от компании «Ямаха» (Роман Шер) и скрипка мастера Владимира Якименко (Ангелина Лобко). А у многотысячной публики, что следила за событиями через экраны телевизоров и компьютерных мониторов, осталось радостное чувство от осознания высокого стремления, которое поддерживается российской юношеской исполнительской школой в столь непростое время. Здесь совершают чудеса замечательные наставники юных талантов, победителей «Щелкунчика – XXI»: Нигора Ахмедова, Анна Арзаманова, Антон Прищепа, Екатерина Рахимова, Сергей Гордиенко, Зоя Вязовская.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой