Сложные, нестандартные,  талантливые События

Сложные, нестандартные, талантливые

Уральскому музыкальному колледжу – ​75!

Этот колледж – ​настоящая фабрика талантов, альма-матер композиторов Владислава Казенина и Вадима Бибергана, пианистов Наума Штаркмана и Ильи Итина, скрипача, лидера ансамбля «Студия новой музыки» Станислава Малышева, виолончелистов Олега Ведерникова, Олега Бугаева, Феликса Коробова, ныне главного дирижера МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, и не только.

Сейчас все идет вроде бы неплохо: заведение обласкано властями – к юбилею подарили даже сертификат на покупку концертного рояля. Колледж любят в Свердловской филармонии – ребята тут завсегдатаи, в Большом зале мощным гала-концертом студентов и выпускников и отметили юбилей. В самóм здании колледжа между тем собираются открыть новые концертные залы. Да и вообще – ребята поступают в столичные вузы, ездят на гастроли, работают в главных оркестрах страны. Трудно поверить, что было время, когда судьба одного из главных музыкальных учебных заведений страны висела буквально на волоске.

В 2006 году колледж (тогда он назывался лицей) решили закрыть. Нет, вернее, сделать таким, как все – обычной школой с музыкальным уклоном, понизив статус. Волна возмущения вывела родителей и преподавателей на улицу – митинговало более 1000 человек. Потом лицей решили «слить» с Екатеринбургским хоровым лицеем и организовать на их базе Академию искусств. Наверное, нужно обладать бойцовским характером и верой в правильность конечной цели, чтобы выстоять в такой ситуации давления и провокаций. Но, несмотря на то, что директор Эльвира Архангельская внешне – очаровательная элегантная дама с консерваторским теоретическим образованием, – именно ее практическая хватка и сила воли помогла удержать корабль на плаву. Лицей стал колледжем и от муниципальных «бабушки с дедушкой» (то есть из городского подчинения) ушел под юрисдикцию Министерства культуры Свердловской области.

«Мы ведь сложные, неправильные, все делаем не так, как в стандартах», – говорит Эльвира Глебовна. Но фантастические успехи, высокий уровень игры коллективов, студентов и выпускников в юбилейный вечер доказали, что таланту нужен именно не стандартный, а персональный подход.

С легкой руки Петра Столярского

Школа для одаренных детей открылась в 1943 году в Свердловске и стала третьим подобным учебным заведением – после ЦМШ в Москве и Ленинградской школы-десятилетки. В это время в Свердловске были в эвакуации лучшие музыканты и педагоги со всей страны: достаточно сказать, что струнное отделение школы курировал легендарный Петр Столярский. Не поэтому ли до сих пор выпускники-скрипачи, виолончелисты, являясь учениками «внуков» Столярского, так легко добираются до самых вершин?

Марку держат и нынешние воспитанники: скажем, во Всероссийском юношеском оркестре, созданном Юрием Башметом, пятая часть состава – из Уральского музыкального колледжа. Кстати, именно здесь, на базе колледжа, Юрий Абрамович открыл свой Образовательный центр. За пять лет в Екатеринбурге побывала международная команда педагогов из Франции, Великобритании, США, Бельгии, Словакии, Австрии, Италии, Финляндии и других стран. Музыканты приезжают на три дня и дают мастер-классы, которые благодаря государственной программе совершенно бесплатны. За пять лет набежало уже 1000 рекордных часов занятий!

А еще колледж стал базой для Уральского регионального центра музыкально одаренных детей и молодежи. «Мы ищем талантливых детей по всему Уральскому федеральному округу, отбираем лучших, – комментирует Эльвира Архангельская. – Все индивидуальные консультации, конференции, мастер-классы, в том числе и выездные, – для них бесплатны. Кроме того, и это очень важно, мы бесплатно транслируем все свои мероприятия, где бы они ни проходили – в Керчи, Ялте, Севастополе, Надыме или в городах Свердловской области. И мы единственное учебное заведение, которое это делает».

Эльвира Архангельская

Мысли вслух I

Сразу после юбилейного гала, прямо за сценой мы посадили в кружок участников концерта – студентов и выпускников. Задавали им одни и те же вопросы, в частности, о системе обучения. Вопрос звучал так: «Чего мне не хватает на занятиях? Насколько образование современно?» Разгорелась дискуссия.

Ученик 12 класса скрипач Андрей Зубенко: «Проблемы есть, но в то же время у нас потрясающие педагоги, и общение с ними – главное».

Ученица 10 класса скрипачка Алиса Чепурина: «Считаю, что сидеть 6 часов на парах и слушать зачастую то, что мне не пригодится в дальнейшем, не стоит – слишком мало времени остается на действительно важные вещи. Оговорюсь: речь об общеобразовательных предметах. Что касается специальности – здесь дают именно то, что нужно».

С ней солидарна и девятиклассница, виолончелистка Ольга Белоглазова. А вот балалаечник Олег Пискунов, студент Колледжа в 2000–2008 годах, напротив, считает, что образование должно оставаться консервативным и быть как можно более широким: «Нужно по возможности знать все». За разностороннюю эрудицию и выпускница Колледжа‑2012, пианистка Мириам Абгарян, теперь студентка пятого курса Московской консерватории в классе профессора С. Л. Доренского.

Четыре оркестра и солисты

75-летие отметили серией концертов, но кульминацией стал, бесспорно, вечер в Большом зале Свердловской филармонии. Юбилейный концерт – особый жанр, когда ждешь добрых слов, приветствий «высоких лиц» и всеобщего ликования. Все это было, но кратко, по регламенту: минутные видеообращения заместителя губернатора Свердловской области Павла Крекова, депутата Заксобрания Свердловской области Елены Чечуновой, ректора Московской консерватории Александра Соколова, худрука оркестров «Новая Россия» и «Солисты Москвы» Юрия Башмета, директора Свердловской филармонии Александра Колотурского сменялись лаконичными музыкальными номерами. Между ними Эльвира Архангельская давала краткие комментарии, чествовала старейших педагогов школы.

Кто более всего запомнился в обширной программе? Главное впечатление – вышколенные оркестры: симфонический, камерный, духовой, народный. Руководят ими разные педагоги, но общий технический уровень, ансамблевая сыгранность равно высоки у всех. Слушаешь и дивишься, неужели это подростки так могут? Но это вовсе не случайность. Послушаем Эльвиру Архангельскую: «Будущее в музыкальном образовании, как мне видится, не за сольным исполнительством. Мы считаем, что во всех специальностях нужно брать направление на ансамблевую и оркестровую игру. Мы очень много об этом говорим, думаем, советуемся с профессорами, которые приезжают к нам на мастер-классы. Не секрет, что выдающихся исполнителей крайне мало. Единицы. Люди должны ощущать себя гармонично и естественно в компании. Поэтому мы вводим ансамбли с пять класса на всех специальностях, включая духовые».

Еще бы! Если возделывать оркестровую почву как английский газон, десятилетиями вырабатывая методы и подходы, как это делает тут, к примеру, дирижер Вольф Усминский, то и результат получается соответствующий. Его личный рекорд – 55 лет работы в школе с Камерным оркестром, который назван теперь «Лицей-камерата».

А вот симфонический оркестр – напротив, совсем новый коллектив, созданный в 2011 году. У его истоков стоял Антон Шабуров, ныне главный дирижер Дальневосточного академического симфонического оркестра. Но маэстро прилетел в родной город, чтобы вновь встать за пульт своего детища. С ним выступили бывшие выпускники колледжа, уехавшие в Москву и там ведущие активную исполнительскую жизнь: скрипач Лев Солодовников, альтист Андрей Усов и поразивший филигранной виртуозностью в Венгерской рапсодии Поппера виолончелист Олег Бугаев.

Преемника Шабурова, Андрея Колясникова, мы оценили в этот вечер как энергичного руководителя Духового оркестра. Он пришел работать в колледж будучи еще студентом Уральской консерватории – теперь, кроме Духового оркестра, отвечает еще и за симфонический. Порадовал репертуар Оркестра народных инструментов, в частности, исполнением пьесы современного екатеринбургского композитора Андрея Бызова – только что ставшего лауреатом конкурса композиторов «Avanti». Современной, сегодняшней музыкой здесь вообще занимаются всерьез.

«Лицей-камерата» и Вольф Усминский

Мысли вслух II

Еще один наш вопрос, обращенный к ребятам, звучал так: «Нравится ли мне современная, сегодняшняя музыка? Если да, то какая?»

Выпускник колледжа, скрипач Лев Солодовников (сейчас преподаватель Московской консерватории, ассистент народного артиста СССР Э. Д. Грача): «Убежден, что в России современной музыки очень мало. 90% кассы мы делаем на произведениях столетней (и более) давности. Даже Шостакович для нас все еще современная музыка. Я стараюсь при любой возможности и по каким-то оказиям играть современную музыку».

Выпускник колледжа‑2013, альтист Александр Татаринов (сейчас артист РНО, ассистент-стажер МГК): «Важно научиться разбирать, понимать эту музыку. Именно поэтому мне нравится фестиваль Юровского “Другое пространство”».

Андрей Зубенко: «Мой однокурсник – теоретик Абай Арыстанбек – сочинил трио. Надо было его сыграть. Сначала мне оно не давалось, в нотах было нечто невообразимое, но в процессе работы с композитором я стал вникать в эту музыку, понял замысел автора и что-то в ней нашел. Это интересный опыт».

Алиса Чепурина: «Мне приходилось играть современную музыку со своими сверстниками. Я была в центре “Сириус”, и там у нас был обязательный предмет – “сочинение музыки”. Преподавали Игорь Рогалёв и Кузьма Бодров. Я написала произведение для скрипки, и мне “композиторство” понравилось. Но мы должны были не только сочинить, но и сыграть наши пьесы. Cлучился любопытный эпизод: одна девочка записала музыку не нотами, а палочками и крючочками. Она пришла ко мне и сказала: “Не волнуйся. Не там вступишь – даже лучше”. Зал был в восторге, потому что там дергали струны фортепиано, стучали по скрипке, чего только не было! Это было занятно. У меня вообще ощущение, что сейчас переходный этап. Недавно мне удалось послушать внука Прокофьева Габриэля, он приезжал сюда, играл свою музыку для ди-джея с оркестром, и мне понравилось, как он совмещал электронную технологию с академическими инструментами. Возможно, мы найдем что-то новое с помощью новых технологий».

В ответах на вопрос, кого вы считаете современными гениями, мнения разошлись. Александр Татаринов выбрал Гию Канчели, Олег Пискунов – Михаила Броннера, Лев Солодовников – Валентина Сильвестрова, а Андрей Зубенко – Александра Пантыкина.

Оркестр народных инструментов Уральского музыкального колледжа

Прямая речь

После юбилейного гала мы попросили Эльвиру Архангельскую высказаться подробнее о тактике и стратегии пусть не следующих 75 лет, но хотя бы десятилетия. Ее монолог – ниже.

«Прежде всего хотелось бы, чтобы укреплялись международные связи, но не коленопреклоненные, а равновеликие. Мы обладаем определенными знаниями и навыками, умениями, которые интересны Европе. Удалось посетить несколько специальных музыкальных школ – они называются по-разному – в Люксембурге, Дрездене, Будапеште, и очевидно, что мы ничем не слабее их. И мы хотели бы, чтобы были международные проекты, которые были бы взаимовыгодны с творческой стороны.

Хотелось бы, чтобы наши дети и педагоги понимали, что Уральская школа обладает своей самостийностью, но она должна быть подтверждена успехами. Это сложная ситуация – существование учебного заведения в провинции, даже в такой крупной, как Екатеринбург. Нужно осознание необходимости кооперации с Москвой, Санкт-Петербургом, где своя система образования – не лучше и не хуже, просто другая, обладающая целым рядом ценностных ориентиров, которые нам необходимо так или иначе тоже принимать.

Если говорить о том, что нам надо… Ох, нам так много надо! Нам нужно общежитие: мы – единственная десятилетка, которая не имеет интерната. Для нас это вопрос жизненный, потому что к нам очень хотят приезжать дети с 3–4 класса, но это колоссальная проблема. Они могут жить только с родителями, которые снимают квартиру, бросают в своих городах работу. Разделяются и даже распадаются семьи. Будем пытаться решать этот вопрос, но это все очень сложно…

Нужно обновлять парк инструментов в Колледже. Я всегда говорю: дети могут играть в лесу, под дождем… Но играть без инструментов невозможно. Ладно, полы не покрашены или стены разноцветные. Бог с ними, это неважно. Но без инструментов нас надо закрывать. Скрипки, гобои, балалайки могут купить сами родители. Рояли и пианино родители купить не могут. А на них играют учащиеся всех специальностей. И это проблема, которую мы, конечно, будем решать потихонечку, двигать ее в нужном нам направлении.

Ну и конечно, мы стремимся расширять концертную деятельность. Будем готовить дополнительные программы, хотя мы понимаем, что любой концерт – это всегда компромисс с учебным процессом. Это трудно. Но после Керчи, когда дети неделю прожили в ритме фестиваля “Боспорские агоны”, где дали три больших оркестровых концерта, два ансамблевых, где утром и днем шли репетиции, а вечером концерт, – очень подняло самооценку и самосознание у ребят. Мы сняли фильм, сейчас он монтируется, где они на камеру говорили о том, что впервые осознали себя оркестровыми музыкантами и поняли, какое они могут иметь влияние. На последнем концерте публика не ушла, она образовала коридор, и ребята шли сквозь этот коридор под аплодисменты. Дети поняли, что могут иметь успех, и это их очень изменило».

Мысли вслух III

Напоследок мы спросили ребят: «Можете ли вы жить без музыки? Отдадите ли своих детей учиться музыке?» Ответы были совершенно одинаковые: на первый вопрос – дружное «нет», на второй – не менее дружное «да». Так что у Уральского музыкального колледжа, похоже, всегда будет работа: предстоит растить не просто музыкантов, а членов музыкальных династий.

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»