Говорят: аутентизм, а подразумевают – исполнительство, забывая часто о том, что все музыкальные явления существуют не столько как средство, а прежде всего как результат слушания. Заменить наши уши, привыкшие к самым безумным децибелам, всепроникающим шумам и окружающей нас ритмической лихорадке, конечно, не получится никому. Отсюда и неутешительный вывод: услышать «Фантастическую симфонию» Берлиоза так, как она звучала при жизни композитора, никто никогда уже не сможет, несмотря на громкие информационные поводы и ловкие пиар-ходы. Однако это никоим образом не умаляет культурного значения всех возможных экспериментов с историческим музицированием. Включиться в один из них предложили столичной публике.
Les Siècles – оркестр, названный так именно из-за своих широких исполнительских возможностей: музыканты не просто выступают на инструментах той эпохи, когда было создано то или иное сочинение, но и обрамляют своим творчеством действительно вековые традиции – от барочной музыки до первых модернистских опусов. Такой подход воспитал у своих подопечных основатель коллектива, французский маэстро Франсуа Ксавье Рот. В прошлом – дирижер Лондонского симфонического оркестра и ассистент Джона Элиота Гардинера, а ныне – один из лидеров мирового аутентичного движения, харизматичный, предприимчивый и бесконечно увлеченный музыкант, он смог найти спонсоров, втиснуться в остроконкурентную среду звукозаписи, стать номинантом на премию «Грэмми», но главное – покорить всех, в том числе слушателей зала «Зарядье», неподдельной музыкальностью и верой в свое дело.
Программа вечера была посвящена новому диску, который Рот записал в конце прошлого года и куда, помимо «Фантастической симфонии», вошла увертюра к ранней неоконченной опере «Тайные судьи» – с ее инфернальным звучанием меди, глубокомысленными паузами, романтической нервозностью мелодического движения и триумфальным финалом – эта «артподготовка» открыла концерт, настроив публику на специфическую волну – тонкого и драматичного исполнения, по-французски сдержанного и одновременно деликатно-пикантного.
В эксперимент включилась немецкая пианистка Элис Сара Отт – музыкант с богатым концертным опытом и безупречной репутацией, позволяющей ей в течение последних десяти лет оставаться эксклюзивным артистом Deutsche Grammophon. Третий концерт Бетховена, исполненный на инструменте середины XIX века и оттенивший романтическую порывистость Берлиоза, стараниями Отт вышел изысканно строгим и ясным, хотя и не без присутствия в нем усердно-напористого движения, которое всеми силами пыталась передать хрупкая пианистка.
И все же если бы не заявленная «Фантастическая», собрать полный зал Роту вряд ли бы удалось, будем честны. Берлиоза – со всем его романтическим пафосом, программной галереей образов, борьбой характеров и вычурным фатализмом – в России любят еще с тех времен, когда композитор не раз выступал в Москве и Петербурге – об этой взаимной преданности вспомнил и Рот, деликатно обратившись к аудитории, благодаря ее за горячий прием.
Требовательность и бескомпромиссный напор дирижера чувствовались в каждом такте симфонии, бурлящей крепкими тембральными коктейлями. Непривычно удивляющие голоса старых инструментов – ранивших своей трепетной нежностью деревянных, удушающе-пугающей меди и ударных, захватывающих блистательной эквилибристикой нюансов струнных – растягивали условное время, призывая слушать их действительно сквозь столетия и традиции, умиляться их таинственной искренности, соприкосновение с которой открывало новые, трогательно-прекрасные пласты этой музыки – то, чем так дорожат оркестранты неповторимых «Столетий».