Слушать сквозь «Столетия» События

Слушать сквозь «Столетия»

Оркестр Франсуа Ксавье Рота впервые выступил в России

Говорят: аутентизм, а подразумевают – исполнительство, забывая часто о том, что все музыкальные явления существуют не столько как средство, а прежде всего как результат слушания. Заменить наши уши, привыкшие к самым безумным децибелам, всепроникающим шумам и окружающей нас ритмической лихорадке, конечно, не получится никому. Отсюда и неутешительный вывод: услышать «Фантастическую симфонию» Берлиоза так, как она звучала при жизни композитора, никто никогда уже не сможет, несмотря на громкие информационные поводы и ловкие пиар-ходы. Однако это никоим образом не умаляет культурного значения всех возможных экспериментов с историческим музицированием. Включиться в один из них предложили столичной публике.

Les Siècles – оркестр, названный так именно из-за своих широких исполнительских возможностей: музыканты не просто выступают на инструментах той эпохи, когда было создано то или иное сочинение, но и обрамляют своим творчеством действительно вековые традиции – от барочной музыки до первых модернистских опусов. Такой подход воспитал у своих подопечных основатель коллектива, французский маэстро Франсуа Ксавье Рот. В прошлом – дирижер Лондонского симфонического оркестра и ассистент Джона Элиота Гардинера, а ныне – один из лидеров мирового аутентичного движения, харизматичный, предприимчивый и бесконечно увлеченный музыкант, он смог найти спонсоров, втиснуться в остроконкурентную среду звукозаписи, стать номинантом на премию «Грэмми», но главное – покорить всех, в том числе слушателей зала «Зарядье», неподдельной музыкальностью и верой в свое дело.

Программа вечера была посвящена новому диску, который Рот записал в конце прошлого года и куда, помимо «Фантастической симфонии», вошла увертюра к ранней неоконченной опере «Тайные судьи» – с ее инфернальным звучанием меди, глубокомысленными паузами, романтической нервозностью мелодического движения и триумфальным финалом – эта «артподготовка» открыла концерт, настроив публику на специфическую волну – тонкого и драматичного исполнения, по-французски сдержанного и одновременно деликатно-пикантного.

В эксперимент включилась немецкая пианистка Элис Сара Отт – музыкант с богатым концертным опытом и безупречной репутацией, позволяющей ей в течение последних десяти лет оставаться эксклюзивным артистом Deutsche Grammophon. Третий концерт Бетховена, исполненный на инструменте середины XIX века и оттенивший романтическую порывистость Берлиоза, стараниями Отт вышел изысканно строгим и ясным, хотя и не без присутствия в нем усердно-напористого движения, которое всеми силами пыталась передать хрупкая пианистка.

И все же если бы не заявленная «Фантастическая», собрать полный зал Роту вряд ли бы удалось, будем честны. Берлиоза – со всем его романтическим пафосом, программной галереей образов, борьбой характеров и вычурным фатализмом – в России любят еще с тех времен, когда композитор не раз выступал в Москве и Петербурге – об этой взаимной преданности вспомнил и Рот, деликатно обратившись к аудитории, благодаря ее за горячий прием.

Требовательность и бескомпромиссный напор дирижера чувствовались в каждом такте симфонии, бурлящей крепкими тембральными коктейлями. Непривычно удивляющие голоса старых инструментов – ранивших своей трепетной нежностью деревянных, удушающе-пугающей меди и ударных, захватывающих блистательной эквилибристикой нюансов струнных – растягивали условное время, призывая слушать их действительно сквозь столетия и традиции, умиляться их таинственной искренности, соприкосновение с которой открывало новые, трогательно-­прекрасные пласты этой музыки – то, чем так дорожат оркестранты неповторимых «Столетий».

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»