Удивительно, но столь активно действующая институция, каковой является Фонд (директор – Наталья Игнатенко), в главном филармоническом зале страны организовал свой вечер впервые. Символично, что этот дебют прошел именно в День музыки, служению которой Елена Васильевна посвятила себя без остатка. Как и состоявшееся за пару дней до того концертное исполнение «Евгения Онегина», гала в КЗЧ был посвящен старту юбилейного сезона: в его финале, в июле следующего года, великой Образцовой исполнилось бы восемьдесят.
Размах деятельности фонда сегодня поражает – он воистину «всем фондам фонд». Буквально на днях отгремели последние аккорды конкурса Хосе Каррераса в «Геликоне», в конце лета в Петербурге был проведен конкурс детского вокала. Регулярно проводятся мероприятия в школе вокального мастерства в обеих столицах, фонд участвует во Всероссийском молодежном форуме «Таврида», а уж сколько концертов он проводит – не счесть: работает на уровне полноценного филармонического общества.
Оба отделения были отданы искусству лауреатов международных вокальных конкурсов Елены Образцовой, проводящихся на регулярной основе с 1999 года. В первом выступили практически исключительно юные – молодая поросль академического вокала, недавние открытия образцовских смотров. Несмотря на исключительную молодость, все участники исполняли весьма сложный репертуар: контратенора Тимур Сланов и Юрий Юшкевич спели «Аве Мария» Каччини–Вавилова и арию Анастасия из оперы Генделя «Юстин» соответственно, сопрано Юлиана Ашурова блеснула в романсе Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей» и арии Сюзанны из моцартовской «Свадьбы Фигаро», сопрано Софья Цимбал бесстрашно штурмовала эвересты второй арии Царицы ночи из «Волшебной флейты», баритон Никита Воронченко попытался предстать моцартовским Фигаро, а тенор Валерий Макаров – россиниевским Альмавивой. Лидерами среди этой группы исполнителей оказались Ашурова и Цимбал, чье пение уже вполне профессионально и зрело, у прочих же певцов еще очевидно, что все впереди.
В финале первой части концерта публику буквально сразили наповал также две очень молодые певицы, но уже достигшие немалых высот мастерства: Эльмира Караханова очень трогательно и чисто по интонации исполнила вторую арию Сюзанны, а Диляра Идрисова всех очаровала мягким культурным звуком и феерической подвижностью колоратур в глинкинской Людмиле. Надо сказать, что Идрисова, до того специализировавшаяся на музыке барокко, лишь недавно ступила на территорию русской музыки (в декабре прошлого года она спела Марфу в «Царской невесте» в родной Уфе), и, тем не менее, эта ходка получилась у нее убедительной и многообещающей.
Во втором отделении уже царили настоящие мастера. Меццо Юлия Меннибаева порадовала редкой в наших концертных залах арией Сафо из одноименной оперы Гуно. Бас Годердзи Джанелидзе несколько простодушно, но с красивыми кульминациями, исполнил своего традиционного Гремина. Неморино у тенора Владимира Дмитрука вышел пылающим недюжинными страстями – образ несколько более весомый, чем мы привыкли видеть в этом персонаже. Красивое спинтовое сопрано Елены Гусевой наряду с тембральным очарованием порой демонстрировало выпадение из певческой позиции в популярной и очень сложной арии Леоноры из «Силы судьбы». «Куртизан» Владислава Сулимского из вердиевского «Риголетто» без преувеличения можно назвать шедевром – настолько тут все совершенно сделано и по звуку, по технологии пения, и по эмоциональной насыщенности: его шута было по-настоящему жалко. Любовь Петрова продемонстрировала чудеса профессионализма: легкое сопрано, когда-то начинавшее Цербинетой в нью-йоркской Метрополитен-опере, сегодня, не утеряв подвижности колоратур и яркости верхнего регистра, блестяще поет меццовую редакцию арии Розины из россиниевского «Цирюльника», смело и непретенциозно озвучивая нижний регистр компактным, собранным саундом. Море лукавого обаяния двое последних продемонстрировали в игровом дуэте Церлины и Дон-Жуана из великой оперы Моцарта.
Как и полагается в таких концертах, в заключение все участники исполнили «Застольную» из Травиаты, оставив публику в абсолютно праздничном настроении. Дорога «к музыке» в памятный вечер оказалась для пришедших в Зал Чайковского радостной и приятной, ибо «золотые голоса» образцовских конкурсов оказались воистину прекрасными. Весь вечер аккомпанировал певцам Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества (худрук Иван Рудин) под управлением маэстро Михаила Антоненко.