Смычок «Со святыми» Релизы

Смычок «Со святыми»

Александр Рамм записал три виолончельные сюиты Бенджамина Бриттена

Виолончелист Александр Рамм, лауреат второй премии Конкурса Чайковского 2015 года, дал сольный концерт в Малом зале консерватории – презентацию своего нового сольного диска, выпущенного фирмой «Мелодия». Хотя тридцатилетний музыкант уже известен ценителям, концерт прошел без аншлага: можно винить в этом недостаток рекламы, а вернее будет признать, что программа и была адресована узкому кругу любителей сложной камерной музыки ХХ века.

В нее вошли Сюиты для виолончели соло Бенджамина Бриттена (1913–1976) – не одна и не две, а все три. Такая монохромная и монографическая программа – редкость. Едва ли кто-то в мире отваживался играть подряд все три в течение одного вечера. Этого не делал даже музыкант, для которого сюиты были написаны, – друг композитора Мстислав Ростропович.

Само обращение к жанру виолончельной сюиты подразумевает диалог с барокко и, прежде всего, с аналогичными сочинениями Баха. И действительно, во всех трех сюитах есть части барочного происхождения – Чакона, Пассакалия, в каждой сюите ключевую позицию занимает Фуга. Вместе с тем, Бриттен уходит от танцевальных жанров, взамен включая Ламенто, Серенаду, Баркаролу – жанры, принадлежащие музыке вокальной.

Виолончель Бриттена очень красиво поет – неслучайно в Первой сюите части прослоены пьесами под названием Canto (пение). Виолончель поет многоголосно, сразу на многих струнах. Бриттен виртуозно пользуется множеством возможностей инструмента, изобретенных уже по окончании барочной эпохи, – начиная от использования ставки до одновременной игры смычком и щипком в разных руках.

Александр Рамм – виртуоз исключительно сильный, ему удаются и кантилена, и стремительные пассажи, в широких скачках он всегда точен. Родовая болезнь виолончелистов – фальшь на высоких позициях – ему словно неведома. Кроме того, сейчас он несколько младше того молодого Ростроповича, которому были посвящены сюиты английского композитора, его игра излучает мироощущение, свойственное жизненному солнцестоянию, когда нерастраченная энергия гармонично единится с качеством зрелости.

Это вполне отвечает музыке сюит Бриттена – эмоциональной, драматичной, полнокровной, однако в той же степени рационально продуманной и сбалансированной. Три сюиты – необъявленный сюжет (знатоки могут слегка расшифровать его по автоцитатам) о человеческой жизни, над которой властны и воля, и случай, но над которой не висит туча трагедии. Смерть – часть жизни, и она все же приходит в самом конце. В Третьей сюите в заключительной Пасскалии недвусмысленный конец.

Это печально, а трогательно другое – что во Второй и Третьей сюитах Бриттен шлет сердечные приветы русской культуре. Он сознательно адресуется и к Шостаковичу, и к Чайковскому, чьи русские песни цитирует в Третьей сюите. Музыка Бриттена остается английской до мозга костей, но тем симпатичнее на ней красуется русский узор. Бриттен цитирует и молитву «Со святыми упокой», на мотив которой в Шестой симфонии прощался с жизнью Чайковский и которая сегодня воспринимается как музыка самого Чайковского.

Но высокому искусству не бывать без умозрений, и некая умозрительная полемика с Чайковским у Бриттена тоже есть. Она ведется через смычок. У Чайковского гаммообразная тема финала Шестой симфонии поначалу излагается неявным образом: мелодия прыгает со смычка на смычок, из одной партии в другую. Чайковский словно мечется, пытается протестовать против обреченности, хотя невеселый исход истории ему уже очевиден. Бриттен не мечется. Но прощанием по-английски это тоже не назовешь. Его смычок тянет долгую ноту, пока не кончается. Все очень наглядно – вместе со смычком кончается жизнь. Но ее можно прожить заново, если послушать диск Александра Рамма. В записи его виолончель звучит так же богато, как в консерваторском зале – благодаря искусству звукорежиссера Михаила Спасского. На обложку виолончелиста сфотографировал его друг – пианист Дмитрий Маслеев. Аннотацию написала выдающийся специалист по английской музыке Людмила Ковнацкая. Общими усилиями фирма «Мелодия» пополнила отечественную дискографию редким и систематично представленным репертуаром высочайшей пробы.

Александр Рамм. Бенджамин Бриттен. Сюиты. MEL CD 1002568. 2018

«Кольцо нибелунга» – капитал и искупление любовью Релизы

«Кольцо нибелунга» – капитал и искупление любовью

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера

Monteverdi. Anima Dolorosa</br>Il quarto libro de madrigali</br>Collegium Vocale Ghent</br>Philippe Herreweghe</br>Alpha Релизы

Monteverdi. Anima Dolorosa
Il quarto libro de madrigali
Collegium Vocale Ghent
Philippe Herreweghe
Alpha

Germaine Tailleferre</br>Her Piano Works, Revived (Vol. 1)</br>Grand Piano Релизы

Germaine Tailleferre
Her Piano Works, Revived (Vol. 1)
Grand Piano

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера Релизы

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера

25 июля «Тристаном и Изольдой» открылся ежегодный Байройтский фестиваль – место притяжения вагнерианцев со всего мира.