СОБЫТИЯ АПРЕЛЯ Анонсы

СОБЫТИЯ АПРЕЛЯ

Владимир Дудин,
оперный критик

1 апреля
НАДЕЖДА ПАВЛОВА, АЛЕКСЕЙ ГОРИБОЛЬ
НИЖНИЙ НОВГОРОД, КОНЦЕРТНЫЙ ПАКГАУЗ, СТРЕЛКА

Cопрано Надежда Павлова и пианист Алексей Гориболь готовят программу из романсов и песен Рахманинова, Равеля и Шёнберга, и в этом концерте исключительно прекрасны все его составляющие, в какую сторону ни потяни. Надежда Павлова — сопрано с богатейшей исполнительской историей, певица-­мастерица, жадная до разной музыки, открытая многим экспериментам, собирающая интереснейшую географию своих выступлений от Петрозаводска до Зальцбурга. У нее не бывает одинаковых выступлений, ей самой это было бы неинтересно, а потому встречи с ней обещают всякий раз множество открытий. Алексей Гориболь — гуру концертмейстерства, который умеет разговаривать музыкой, в которой наслаждается красотой своей памяти не хуже, чем Марсель Пруст. У Рахманинова взяты романсы из разных опусов, написанных в разные годы, — от символистского ор. 8 до ор. 26; «Мадагаскарские песни» Равель сочинял в 1926 году, а Арнольд Шёнберг создал свои «Кабаретные песни» в 1901-м — к открытию первого кабаре в Берлине Überbrettl («сверхкабаре»). Такой смелый, щедрый и очень правильный сегодня стилевой разброс — русский психологизм, французский этнографизм и немецкий эскапизм — сулит мощную активизацию нейросетей слушателей по коммуникации во времени и пространстве и разжигает нетерпение услышать певицу на трех языках.

7 апреля
СААРИАХО, CIEL D´HIVER
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ,
ДИРИЖЕР — ЮРИЙ ЛЕБЕДЕВ

БОЛЬШОЙ ЗАЛ САНКТ-­ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

«Как быть с современной музыкой?» — вопрос краеугольный для Петербургской филармонии на протяжении последних как минимум двадцати лет. Здесь ­почему-то в силу определенных не очень хороших традиций и тенденций считают, что если в священном белоколонном зале-храме новонаписанной музыки будет чуточку больше, репутациям Бетховена, Рахманинова и Чайковского нанесут непоправимый урон, но ведь это не так. Музыкой Ноно, Вареза, Штокхаузена, Лютославского, Шнитке, которая вообще уже стала классикой, отпугнуть невозможно — можно лишь заинтриговать, зацепить, удивить. Тем не менее политика художественного руководства филармонии по-прежнему крайне осторожна. И музыку Саариахо и Лигети дают в малых дозах, как и прежде ставя рядом с ней сочинения благонадежных авторов, но пусть хоть ­что-то. Пьесу Ciel d´Hiver («Зимнее небо») финской парижанки Кайи Саариахо дадут в смягчающем «пейзажном» обрамлении «Пасторальной» Бетховена и «Ночи в садах Испании» де Фальи. «Зимнее небо» Саариахо — это аранжировка второй части ее большой оркестровой пьесы «Орион» (2002), премьера которой состоялась в 2014 году в Театре Шатле. Она длится всего десять минут, но благодаря насыщенности партитуры, состоящей из групп деревянных и медных духовых, расширенной группы ударных от всевозможных колокольчиков до литавр, арфы, челесты — обожаемых тембров этого композитора, интенсивность пространственного звучания создает иллюзию проживания большого куска времени.

26 апреля
«СОПРАНИССИМО!»
ОЛЬГА ПЕРЕТЯТЬКО, СЕМЕН СКИГИН
БОЛЬШОЙ ЗАЛ САНКТ-­ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

Лирико-­колоратурное сопрано Ольга Перетятько и пианист Семен Скигин дают в своем любимом Большом зале Санкт-­Петербургской филармонии концерт с большой букетной программой — от колыбельных и «Соловья» Алябьева до романсов Рахманинова, каватины Нормы и песен из коллекции Полины Виардо. Об Ольге Перетятько хотели и даже некоторые пытались писать как о «новой Нетребко», но певица сломала этот стереотип. Например, она очень успешно увлеклась россиниевским репертуаром, выпустив монографический диск, а Анна Нетребко кроме каватины Розины из «Севильского цирюльника» ничего больше и не спела. Ольга, безусловно, пересекалась с Анной по очень многим позициям, но в белькантовой виртуозной беглости колоратур превзошла звезду-­предшественницу, да и партий в операх Моцарта Перетятько собрала намного больше, чем Нетребко. В репертуаре коренной петербурженки Перетятько большое место занимает и камерная музыка, в которой она по точности интонирования и эстетике звука очень близка к Натали Дессей. Ряд произведений, которые вошли в новую программу Ольги, записаны на ее диске «Колыбельная для Майи», посвященном дочери певицы. А оказаться в руках такого тонкого и экстравагантного пианиста, как Семен Скигин, мечтала бы каждая сопрано.

Владимир Жалнин,
музыковед

14–16 апреля
ПАВИЛЬОН АРМИДЫ / ВЕНГЕРСКИЕ ТАНЦЫ / SEXTUS PROPERTIUS
УРАЛ ОПЕРА БАЛЕТ

Три мировых премьеры — на сцене театра «Урал Опера Балет» от ведущих российских хореографов. После успеха Brahms Party Антон Пимонов, руководитель балетной труппы Пермской оперы, снова обратился к Брамсу — на этот раз к его «Венгерским танцам». Балет «Павильон Армиды» поставит Максим Петров, который со следующего сезона возглавит балетную труппу Урал Оперы. Спектакль на музыку Николая Черепнина покажут в декорациях Альоны Пикаловой и с костюмами Татьяны Ногиновой — тандем художниц не раз показывал высочайший художественный результат. Хореограф Вячеслав Самодуров представит работу Sextus Propertius, которая станет его последней премьерой в статусе художественного руководителя балетной труппы Урал Оперы. Музыку для Sextus Propertius написал современный композитор Алексей Сысоев. В партитуру, помимо струнных, ударных и электроники, он включил печатные машинки — аппаратами для постановки поделились жители Екатеринбурга.

21–23, 25 апреля
ЧАЙКОВСКИЙ, «ИОЛАНТА»
ЦЕМЛИНСКИЙ, «КАРЛИК»
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «НОВАЯ ОПЕРА» ИМЕНИ Е. В. КОЛОБОВА

Денис Азаров, работающий сегодня преимущественно с драматическим театром и поставивший чеховского «Дядю Ваню» к 125-летию Московского художественного театра, возвращается в оперу. Режиссер представит два позднеромантических шедевра — «Иоланту» Петра Чайковского и «Карлика» Александра фон Цемлинского. В современной театральной практике две одноактных оперы, как правило, выстраиваются в единую режиссерскую партитуру (достаточно вспомнить пару «Иоланта» — «Щелкунчик» в постановке Дмитрия Чернякова или работу Питера Селларса, соединившего «Иоланту» с «Персефоной» Игоря Стравинского). Как будут взаимодействовать история об исцеляющей силе любви с сюжетом об отвергнутом осмеянном карлике? Какие ключи отыщет Денис Азаров? Для режиссера это второй полноформатный спектакль, который он создает для «Новой Оперы».

События октября Анонсы

События октября

Воссозданная Алексеем Сюмаком оратория Георгия Свиридова, юбилей Леонида Десятникова в музыкальных подробностях и вновь – Пьер Булез

События сентября Анонсы

События сентября

«Дафна» Штрауса в КЗЧ, юбилей Пярта в Московской консерватории, «Три сатиры» Шёнберга в «ГЭС-2», Passion Дюсапена в «Новой Опере»

События лета Анонсы

События лета

Фестивали в Истре и Калининграде, премьеры в Большом, «Геликон-опере» и «Новой Опере»

События июня Анонсы

События июня

О Дягилевском фестивале, юбилейном концерте Юрия Каспарова, премьере «Анны Болейн» и вечере музыки Эрика Сати