События декабря Анонсы

События декабря

«Демон» в интерпретации Владиславса Наставшевса, джазово-академическое Рождество от Сергея Мазаева и душевно-задорный Новый год от The Hatters — об этих и других событиях декабря читайте в обзоре музыкальных критиков.

Владимир Жалнин,
музыковед

21 декабря
«Старинные песни» XX века
Московский театр «Новая Опера» имени Е. В. Колобова

Формат «перевернутых концертов» появился в московском театре «Новая Опера» недавно. Камерные музыкальные вечера проходят на сцене театра, где размещаются не только артисты, но и зрители. Программа «перевернутых концертов» всегда любопытна: вокальные циклы Михаила Глинки и Леонида Десятникова, Kammermusik Пауля Хиндемита и хоровые оперы Татьяны Шатковской. На этот раз слушатели отправятся в экзотическое путешествие — солисты театра представят редкие опусы вокальной музыки XX столетия. «Испанские песни» Шостаковича и «Китайские песни» Бриттена, «Мадагаскарские песни» Равеля и «Три стихотворения из японской лирики» Стравинского, «Народные песни» Берио и «Старые американские песни» Копленда. Особенно интересно услышать колоритные опусы советских авторов — в программе «Еврейские песни» Мечислава Вайнберга и «Маорийские песни» Сергея Василенко.

22–25 декабря
«Демон» А. Г. Рубинштейна
Большой театр, Новая сцена

Владиславс Наставшевс — пожалуй, один из самых востребованных и успешных драматических режиссеров, открывших себя миру музыкального театра. После двух оперных спектаклей на Камерной сцене Большого театра в Москве и «Евгения Онегина» Чайковского для Пермской оперы режиссеру предложили поработать над «Демоном» Антона Рубинштейна. Увидеть эту постановку интересно как минимум по двум причинам. Во-первых, это редкая музыка. Несмотря на статус русской оперной классики, произведение Рубинштейна отсутствует в репертуаре столичных театров. Во-вторых, интересно узнать, какие ключи к «Демону» найдет Наставшевс. В драматическом театре он тонкий психолог и мастер камерной драмы, в оперной режиссуре — все его художественные решения идут от музыкальной партитуры.

Дмитрий И. Сараев,
основатель RIFFagency, селеб-­интервьюер

2 декабря
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Екатерина Мечетина, Юрий Башмет
МКЗ «Зарядье», Большой зал

Народный артист СССР, Герой Труда РФ и лауреат премии «Грэмми» альтист и дирижер Юрий Башмет плюс солистка Московской государственной филармонии заслуженная артистка Российской Федерации пианистка Екатерина Мечетина. Это два разных поколения, два столпа нынешней российской академической музыки. А когда подобные звезды сходятся на «небосводе» одного из лучших и ультрасовременных концертных залов с уникальной акустикой и оборудованием — сие дорогого стоит!

Юрий Абрамович впервые в мировой исполнительской практике дал сольные альтовые концерты в таких залах, как Карнеги-холл, Ла Скала, в Берлинской филармонии, Московской и Санкт-­Петербургской консерваториях. Ровно пятьдесят лет тому назад маэстро приобрел альт миланского мастера Паоло Тесторе (1758), на котором играет и по настоящее время…

Екатерина Мечетина начала играть в четыре года, а уже в пять лет впервые выступила на сцене. В десять лет состоялся ее первый концерт в зале Центральной музыкальной школы, в 1991 году — первый гастрольный тур из 15 сольных концертов по городам Японии. Среди дирижеров, с которыми выступала пианистка, — М. Ростропович, В. Спиваков, В. Федосеев, Л. Фостер, К. Бадеа, Б. Дуглас, П. Манн.

Екатерина Мечетина и камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета представят программу из сочинений Моцарта: Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор и знаменитую соль-минорную Симфонию № 40.

30 декабря
Новый год с Чайковским
QUEENtet Сергея Мазаева
Оранжерея ВВЦ

Широкой общественности заслуженный артист России Сергей Мазаев, конечно, больше известен как лидер ансамбля «Моральный кодекс». Однако далеко не все знают, что г-н Мазаев — превосходный инструменталист, получивший классическое музыкальное образование по классу кларнета. Кстати, помните сцену работы оперативников Жеглова по задержанию Фокса в ресторане «Астория» из кинохита «Место встречи изменить нельзя»? Если приглядеться, то в ней можно узнать и Сергея Мазаева в камео-роли саксофониста…

30 декабря состоится занятное рождественско-­предновогоднее шоу Квинтета (QUEENtet) Сергея Мазаева. В программе, состоящей из двух частей, — инструментальной и вокальной — сюита из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», а также кавер-­версии на мировые хиты, советские шлягеры и песни из репертуара группы «Моральный кодекс». В своем относительно новом проекте «QUEENtet Сергея Мазаева» лидер солирует на кларнете под аккомпанемент очаровательного струнного ансамбля, в составе которого — молодые, красивые и талантливые исполнительницы Анна Пасько, Анна Журавлева и Ольга Демина. Каждая из участниц имеет за плечами опыт блестящих выступлений с именитыми коллективами и победы на международных исполнительских конкурсах. Также в квинтете участвуют Константин Казначеев (скрипка) и Сергей Гейер (контрабас).

Особый шарм и сказочность этому мероприятию, конечно, придаст и концертная площадка — оранжерея ВДНХ с ее зеленым убранством, стеклянными крышей и стенами. Внимание! Начало концерта в 17:00, так что его гости смогут хорошенько выспаться, чтобы с утра 31 декабря не спеша успеть подготовиться к новогодней ночи.

31 декабря
Новогодний концерт. The Hatters
Клуб «19/30»

«В Деды Морозы не берут кого попало», — поется в авторской новогодней песне задорной питерской группы The Hatters. И с этим нельзя не согласиться, ведь на оригинальном праздничном концерте-­вечеринке «лишних людей» или «кого попало» точно не будет!

Замечу, что творчество The Hatters сформировалось под влиянием цыганской музыки в сопровождении баса, аккордеона и скрипки, в саунде слушатель найдет еще и романс, и панк, и фолк-рок. Сами музыканты изначально называли свой стиль «русско-­цыганским уличным народным алкохардкором на душевных инструментах», а лидер коллектива Юрий Музыченко рассказывал мне о том, что все песни The Hatters рождаются из импровизаций. И это неудивительно, ведь в группе действительно крайне профессиональные музыканты. Конечно, творчество ребят из The Hatters имеет мало чего общего с музыкой академической, но ведь искусство — оно многогранно, а человек, стремящийся к расширению своего кругозора, также должен заботиться и о процессах огранки своего собственного культурного мировоззрения.

Концерты The Hatters — это всегда веселье, танцы и отличное настроение! А если речь идет о сказочной новогодней ночи, то все это нужно помножить как минимум на пять. Но вы вряд ли утомитесь, ведь грядущая шоу-вечеринка будет носить еще и камерный характер. В зале, перед сценой, будут установлены столики для гостей. Комфортно разместятся и тепло встретят новый, 2023-й, год вместе с The Hatters и зрители еще трех уровней клуба «19/30».

В программах концертных залов и театров возможны изменения