19 февраля, 21:00
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова и Василий Петренко
Концертный зал имени П. И. Чайковского
19 февраля в Зале имени Чайковского состоится второй концерт цикла «Вещь в себе» — нового абонемента Московской филармонии, приуроченного к ее столетию. «Вещь в себе» объединяет лучшие черты двух других филармонических проектов — «Мама, я меломан» (поздневечерние просветительские концерты в одном отделении для неофитов) и «Язык музыки» (концерты-лекции, в которых ведущие наглядно объясняют законы музыкального мышления).
В «Вещи в себе» фокус внимания перенесен на музыку новейшего времени. В каждом концерте автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев подбирает ключи к одному шедевру современного искусства, а затем партитура звучит целиком в исполнении первоклассных оркестров и дирижеров. Слово и музыка, интеллектуальное и слуховое погружение в «Вещь» находятся примерно в равной пропорции: за получасовой лекцией следует такая же по продолжительности концертная часть.
Все три «Вещи в себе», выбранные для первого сезона проекта, хорошо известны в среде профессионалов и меломанов: «Tabula rasa» Арво Пярта, «Стикс» Гии Канчели и «Музыка пустыни» Стива Райха (хотя последнее сочинение еще никогда не исполнялось в России). Сверхзадача абонементного цикла — сделать эти шедевры понятными и любимыми даже для тех, кто не причисляет себя к аудитории классической музыки и не ходит на традиционные концерты.
Главным героем концерта 19 февраля станет «Стикс» грузинского классика современной музыки Гии Канчели — сочинение 1999 года, которое обрело уникальную для новой музыки популярность. Этот реквием на авторское либретто, совмещающий черты кантаты и альтового концерта, стал самым востребованным опусом Канчели. Для его исполнения в цикле «Вещь в себе» филармония пригласила Госоркестр России имени Светланова, который неоднократно играл «Стикс» на разных площадках, с разными дирижерами и солистами. На сей раз за пульт встанет художественный руководитель оркестра Василий Петренко, а сольную партию исполнит ведущий альтист молодого поколения Сергей Полтавский. Хоровые партии поручены Госкапелле России имени А.А. Юрлова.
24 февраля – 3 марта
Вагнер. «Лоэнгрин»
Большой театр, Историческая сцена
Вход по цифровому сертификату (QR-коду)
Самая важная премьера Большого театра в текущем сезоне – совместная с Метрополитен-оперой постановка «Лоэнгрина». Еще летом во время традиционной пресс-конференции, посвященной оглашению планов, Туган Сохиев говорил о том, что работа над ранним шедевром Вагнера потребует участия практически всей оперной труппы. Музыкальную повесть, в которой духовная чистота противопоставлена мирскому злу и козням, воплотит на Исторической сцене главный дирижер Вашингтонской национальной оперы и оркестра Центра исполнительских искусств имени Дж.Кеннеди Эван Роджистер. Это не первый опыт сотрудничества американца с Большим театром – в 2018 году он дирижировал здесь «Богему» в постановке Жан-Романа Весперини.
В последние несколько сезонов Роджистер преуспел по части исполнения музыки Вагнера: с 2018 по 2021 год в Опере Гётеборга он осуществил «Кольцо нибелунга», ранее, в Берлинской Дойче Опер, – «Тангейзера» и «Риенци». Партитура «Лоэнгрина» для Роджистера тоже не является новинкой: с этим произведением он отметился в Шведской королевской опере. Выпускник Джульярда, Роджистер изучал симфонический репертуар вместе с Аланом Гилбертом, но «посвящению» в наследие Вагнера он обязан своему старшему коллеге и наставнику – шотландцу Дональду Ранниклсу, который позвал молодого американского дирижера в Берлин в качестве своего ассистента и позволил ему напитаться Вагнером.
Что касается режиссерского воплощения, то от канадца Франсуа Жирара (известного по таким киноработам, как «Голос» с Дастином Хоффманом и «Красная скрипка» с Самюэлем Л.Джексоном) можно ожидать хоть и довольно академического, но серьезного прочтения «Лоэнгрина». По крайней мере, к этому есть предпосылки: его «Парсифаль» (копродукция с Лионской оперой) был высоко оценен как критиками, так и публикой.
Уважаемые читатели! Обращаем ваше внимание, что в связи с ухудшающейся эпидемиологической обстановкой существует вероятность отмены, переноса или замены мероприятий, перечисленных в рубрике «Календарь». Пожалуйста, уточняйте информацию на официальных сайтах театров и концертных площадок.