Ирина Муравьева обозреватель «Российской газеты» |
Сегодня это концептуальный проект, последовательно продвигающий современное искусство, современную музыку, экспериментальные формы творчества. Сама стратегия Дягилевского подразумевает крупные международные проекты и копродукцию Пермской оперы с европейскими театрами. Так, в этом году на фестивале представят постановки Ромео Кастеллуччи (оратория Артюра Онеггера «Жанна Д’Арк на костре»), бельгийского хореографа Алена Плателя (авангардный балет “Nicht Sсhlafen” – «Не спать») на музыку Густава Малера и африканского полифонического пения), Робера Лепажа (спектакль “Needles and Opium” («Иглы и опиум»). Но для худрука фестиваля Теодора Курентзиса суть всего проекта не в именах и премьерах, но и в особом переживании искусства через новые ощущения, исследование границ воображения и возможностей подсознания, которые должен обеспечивать публике Дягилевский фестиваль. Именно поэтому музыку здесь можно слушать в самом неожиданном формате: лежа на полу в атриуме дома Дягилева или на берегу Камы на рассвете. В этом году в афишу добавился sleep concert – концерт для спящей аудитории, которую разместят на кроватях в зале гостиницы «Урал». Между тем, программы фестиваля – самые разнообразные: будет звучать барочная, джазовая, этническая музыка, программы классики и премьеры партитур, кипрские песнопения, импровизации с участием квартета musicAeterna. На финал Курентзис задумал исполнить с Фестивальным оркестром малеровскую программу.
Свой 275-й сезон Берлинская Штаатсопер, вернувшаяся после реконструкции и технической модернизации в историческое здание на Унтер-ден-Линден, завершит яркой премьерой. В спектакле «Макбет» Верди, который сейчас готовят музрук театра Даниэль Баренбойм и ветеран немецкой оперной режиссуры 82-летний Гарри Купфер, выйдут Пласидо Доминго и Анна Нетребко. Исполнявшие эти партии в разных театрах, Доминго и Нетребко впервые встретятся в «кровавом дуэте» на берлинской сцене. «Макбет» – один из самых зловещих сюжетов шекспировского театра, закрутивший в страшный клубок страсти, убийства, инфернальные силы, политику, рок. У Верди этот сюжет воплотился в новаторском и впечатляющем синтезе музыки и драмы, требующем от певца не только искусства пения, но и актерского дара. Для Доминго важна рефлексия Макбета, сходящего с ума от совершенных злодеяний. Леди у Нетребко – яростная, со стальной колоратурой, подстрекающая Макбета к убийству и приближающая его к окончательной катастрофе. В сцене лунатизма она переживает состояние психического распада. К слову, новую постановку «Макбета» Верди представят в июне и в Москве – в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (режиссер Кама Гинкас, сценограф Сергей Бархин, 20–24 июня).
Опера “Ottone, re di Germania” («Оттон, король Германии») имела огромный успех при жизни Генделя. Написанная в Лондоне в 1722 году, она ставилась в нескольких редакциях и собирала на сцене целые составы оперных суперзвед того времени. Это, кстати, единственная опера Генделя, в которой пел знаменитый кастрат Фаринелли (партию Адальберта). В основе ее сюжета – вымышленная история из жизни Адальберта итальянского и его матери Уиллы Тосканской (Гисмонда), Отто II и византийской принцессы Феофании. Их взаимоотношения полны любовных страстей, интриг, подмен, пиратских похищений, завершающихся счастливым финалом – соединением Отто с принцессой Феофанией. Музыка в этой опере больше акцентирует внимание не на бравурности и ослепительной виртуозности вокала, как в других операх Генделя, а на выразительной красоте арий. Не случайно многие из этих арий стали концертными хитами. По словам современников, «после “Оттона” увлечение итальянской оперой захлестнуло Лондон, и никто не интересовался ни литературой, ни другими видами искусства». В Москве «Оттон» прозвучит впервые, причем, в очень привлекательном европейском составе – с участием Анны Бонитатибус (меццо-сопрано), Марианны Беаты Килланд (меццо-сопрано), Джоан Ланн (сопрано) и других.
Татьяна Кузнецова обозреватель отдела культуры газеты «Коммерсантъ» |
На этот грандиозный спектакль Кирилла Серебренникова (либреттист, режиссер, сценограф), Юрия Посохова (хореограф) и Ильи Демуцкого (композитор) надо попадать непременно. Отнюдь не из-за мирового скандала, сопровождавшего его рождение (в прошлом году июльская мировая премьера была отменена по не выясненным до сих пор обстоятельствам, спектакль увидел свет только в декабре). И не только из солидарности с главным творцом балета – сидящим под арестом Кириллом Серебренниковым. Этот танцевальный байопик отменных художественных достоинств невозможно представить на другой сцене мира: он циклопичен. В нем занято почти три сотни человек – балет, хор, миманс, драматические артисты. Такой спектакль тяжело репетировать, нелегко сохранять в репертуаре, а потому каждый «Нуреев» может оказаться последним.
Дягилевский фестиваль представляет российскую премьеру “Nicht Schlafen” – спектакль радикального бельгийца Алана Плателя и его труппы Les Ballets C de la B. Водрузив в центре сцены трупы лошадей (сценограф Берлинде де Брёйкере), ошеломив зрителей музыкой Малера в душераздирающей обработке композитора Стивена Пренгельса, постановщик устроил на сцене настоящую бойню, которую, однако, следует трактовать в метафорическом ключе. Ален Платель, дипломированный специалист по неврозам, развенчивает героику и романтику войн, ставя чисто медицинский диагноз любой агрессии и неполиткорректно высмеивая зараженных ею людей, одержимых жаждой реванша и самоутверждения любой ценой.
Старейшим французским фестивалем современного танца его директор Жан-Поль Монтанари рулит с 1991 года фактически в одиночку. В этом году он делает реверанс в сторону широкой публики. Помимо закоренелых радикалов, в программе – современные классики: Акрам Хан и Анна-Тереза де Кеерсмакер со своими новыми спектаклями, именитые Нидерландский театр танца (NDT) и израильская Batsheva, итальянец Якопо Годани, заменивший Уильяма Форсайта на посту руководителя франкфуртско-дрезденской труппы, и этуаль Парижской оперы Хосе Мартинес, ставший худруком Национального балета Испании. Фестиваль проходит на полудюжине сценических площадок, а также по всему городу: уличные мастер-классы и представления – его конек.
Денис БОЯРИНОВ редактор раздела «Современная музыка» на портале Colta.ru |
Фестиваль «Дикая Мята» начинал одиннадцать лет назад на поле под Боровском с музыки в стиле этно и фудкортов с экологической едой. В последние годы фестиваль перебрался в Тульскую область, за 150 километров от Москвы, и значительно расширил жанровую палитру. В этом году на трех сценах «Дикой Мяты» выступит порядка 70 артистов из разных стран мира – от русского рока и танцевальной электроники до латиноамериканской балканщины и израильского фанка. Козырь фестиваля в этом году – выступление вышедшей из затворничества Земфиры. В иностранных хедлайнерах: немецкий дуэт Milky Chance, выбившийся в звезды на ракетной тяге хита “Stolen Dance”, датчане Brothers Moving, когда-то бывшие уличными музыкантами, мэтры латвийского рока Brainstorm и грузины Mgzavrebi. С российской стороны – вечные ретро-романтики «Браво», заслуженные деятели альтернативы «Animal ДжаZ», группа «25/17», лавирующая между рэпом и роком, стадионный гопак-оркестр The Hatters и другие. Но самое интересное на «Дикой Мяте» – это артисты, чьи имена пока вам ничего не говорят. Полагаясь на свой вкус и чутье, организаторы фестиваля рискуют приглашать молодых российских и зарубежных музыкантов, в которых видят перспективу. В этом году в фаворитах продюсера фестиваля Андрея Клюкина – тель-авивские рокеры The Paz Band, московская хип-хоп певица Taya Mala и питерский вамп-рок-дуэт Glosoli, в котором играют две валькирии. Обратите внимание.
Если организаторы «Дикой Мяты» утверждают, что их интересуют только «дикорастущие» артисты – те, которые нашли свой путь без продюсерской опеки, то в сфере пристального внимания фестиваля «Боль» – музыка, которую многие прежде считали сорной. Миссия «Боли» – предоставить площадку для отечественного андеграунда в его самых причудливых формах. К четвертому году жизни фестиваль собрал вокруг себя преданную аудиторию и дополнил программу яркими представителями зарубежной инди-музыки. На этот раз приедут британские панки Slaves и нео-глэм-рокеры HMLTD, эстонский рэпер-провокатор Tommy Cash, калифорнийские любители индустриального звука The Soft Moon, исландские поклонники готики Kælan Mikla, французский синт-поп-ансамбль Grand Blanc и другие коллективы, старающиеся отвесить мощную пощечину общественному музыкальному вкусу. Но на «Боль» следует идти, чтобы составить представление о положении дел в российском музподполье – здесь выступят артисты, которые уже выбились из-под асфальта безразличия масс (Motorama, «Пасош», Антоха MC, Хаски, «Макулатура», Монеточка* (признана иноагентом на территории РФ)); те, которые надеются это сделать в скором времени (Гречка, «Электрофорез», «Дайте Танк (!)», «Деревянные Киты») и те, которым это не светит никогда, но, кажется, они и не расстраиваются на этот счет.
Молодежный фестиваль Bosco Fresh Fest, отпочковавшийся от буржуазного «Черешневого леса», в этом году выбрал своим лейтмотивом космос, устремление в будущее и тягу к знаниям. Раскрывать тему начали с площадки – фестиваль выезжает из Москвы за город, чтобы установить свои сцены на большой лужайке Школы управления «Сколково», и для многих это станет поводом впервые посетить таинственную «подмосковную силиконовую долину», которая, говорят, архитектурно вполне похожа на Звездный городок будущего. Музыканты, приглашенные выступать на фестивале, имеют косвенное отношение к покорению межзвездных пространств и футурологии. Главный герой первого дня – шведский синти-поп-проект Fever Ray, созданный певицей из дуэта Knife Карин Дрейер. В клипах и на сцене Карин Дрейер предстает в образе гостьи из другой галактики, которую очень заботят земные проблемы – от LGBT-дискриминации *(Признано экстремистской организацией и запрещено на территории РФ) до ядерной энергетики. Шоу Fever Ray, в котором задействованы странные костюмы и большое количество лазеров и LED-экранов, производит впечатление заброшенного в наш мир из какой-то другой реальности. В финале второго дня на BFF выступит британский дуэт Orbital – звезды электроники 90-х, которые после пяти лет молчания в этом году выпускают новый альбом “Monsters Exist». Он, судя по комментариям братьев Пола и Фила Хартноллов, скорее навеян тягостными размышлениями о настоящем, чем грезами о будущем. Но мелодичная электроника Orbital осталась прежней – она больше походит на саундтрек к научно-фантастическим утопиям, чем к манифестам критического реализма.