Лев Ганкин, музыкальный журналист и радиоведущий |
Канадец Тим Хекер – из тех, кого справедливо назвать не просто музыкантом, а саунд-артистом: его интересует не только мелодия, гармония и ритм – три кита композиторской профессии, – но и тонкая работа с фактурой и текстурой звука. Последняя включает в себя в том числе и генерацию абсолютно новых звучностей на основании семплов и так называемых found sounds – вплетенных в ткань композиций звуков не инструментального, а, скажем, природного или техногенного происхождения. Определить источник того или иного звука не всегда представляется возможным – Хекер подвергает их причудливой деконструкции, – но на выходе получаются саунд-коллажи довольно впечатляющего свойства. Любой альбом артиста – это опыт создания своеобразной автономной акустической среды, а концерт, соответственно, – опыт погружения в нее.
Все это сделало Тима Хекера одним из лидеров современного дроун-эмбиента и мастером абстрактных, медленно разворачивающихся перед слушателем электроакустических звуковых полотен, достигающих порой почти симфонической силы – таковые содержатся на его лучших пластинках от дебютной «Haunt Me, Haunt Me, Do It Again» до относительно недавнего диска «Virgins». Не чуждый творческому сотрудничеству, он не всегда записывался один: ряд работ Хекера был сделан в соавторстве со сходно мыслящими музыкантами – от Эйдана Бейкера (он же Nadja) до Дэниэла Лопатина (он же Oneohtrix Point Never). Однако в Москву артист едет по итогам куда более любопытной коллаборации – два последние его альбома записаны вместе с исполнителями гагаку, японской классической музыки. В и без того насыщенную палитру его треков, таким образом, вторгаются не просто новые, доселе не встречавшиеся в ней звуки – но элементы принципиально иного музыкального мышления.
Группа Muse по-прежнему понимает музыку «рок» так же, как ее понимали в 1970-е годы, – как крупномасштабный студийный и особенно концертный аттракцион. Отсюда обилие виртуозных соло, героические позы и впечатляющая шоу-программа, которой сопровождается каждое выступление ансамбля – со сложной, тщательно разработанной сценографией, видеорядом и прочим. Все это заслуженно превратило Muse в стадионных звезд, в каковом статусе они уже не первый раз являются и в Москву – за очередным неизменным аншлагом.
Откровенно говоря, в их уравнении в последние лет десять стало слегка недоставать собственно музыки (за уровень всего остального на выступлении Muse можно не волноваться). На заре карьеры – начиная с дебютного альбома «Showbiz» и до диска «Black Holes and Revelations» включительно, стильную обложку к которому делали дизайнеры Hipgnosis, ответственные за классические конверты Pink Floyd, – ансамбль играл патетический, мегаломанский, полностью лишенный изящества, но при этом стопроцентно творчески состоятельный арт-рок с элементами более поздней гитарной «альтернативы». Когда-то они всерьез соперничали с Radiohead за звание лидеров новой британской рок-волны – и, пожалуй, даже одержали промежуточную победу (правда, в большей степени из-за того, что Radiohead ушли в принципиально иную сторону, увлеклись экспериментальной электроникой и, можно сказать, не явились на очередной бой).
Но примерно с 2009-го Muse качнуло не в ту сторону, от чего они по сей день не оправились: в текстах и аранжировках группа окончательно утеряла чувство меры, чередуя помпезный симфонизм с танцевально-электронными выходами самого расхожего свойства – от техно-попа до дабстепа. И, пожалуй, живое выступление на сегодняшний день – это единственная ситуация, в которой их методы продолжают работать. Во-первых, там до сих пор звучат в том числе и старые – хорошие! – песни. Во-вторых, перед эффектной концертной подачей ансамбля, перед всей этой бесстыжей, но яркой классик-роковой вампукой в духе пинк-флойдовских шоу былых времен, в самом деле, нелегко устоять.
Подобно своему прототипу, культовому фестивалю в швейцарском Монтрё, ежегодная московская (ранее подмосковная) «Усадьба Джаз» – вовсе не чисто джазовая история. Разворачивающийся по традиции на просторах какого-нибудь музея-заповедника (долгие годы «Усадьба Джаз» проходила в Архангельском, потом опробовала Царицыно, прежде чем осесть в Коломенском), это демократичный open air, на котором оказываются в равной степени уместными как американские джазовые классики, так и, например, Борис Гребенщиков. Единственное непреложное условие – высокий профессиональный уровень исполнителей: «Усадьба Джаз» – не смотр начинающих музыкантов, а мероприятие более аристократического свойства (и неслучайно одна из сцен на фестивале по традиции так и называется: «Аристократ»).
Список артистов, приглашенных на фестиваль в 2019 году, предсказуемо пестр. В хедлайнерах – Black Eyed Peas, хитмейкеры из 2000-х, в песнях которых, кстати, и правда встречались джазовые гармонии, хотя это не всегда было заметно за глянцевым поп-рэп-фасадом. Лишившись своего секс-символа, певицы Ферги, Black Eyed Peas обозначили возвращение к истокам – то есть к олдскульному социально ответственному джаз-рэпу –на прошлогоднем альбоме «Masters of the Sun Vol. 1». Помимо них, веселье на «Усадьбе Джаз» обеспечат Иван Дорн, которому, кажется, надоел ярлык «русскоязычного Jamiroquai» – в программе «Jazzy Funky Dorn» он замахивается чуть ли не на Стиви Уандера, – а также британский певец, пианист и шоумен Джейми Каллум. В творчестве последнего обнаруживаются в числе прочего джазовые обработки популярных произведений из иных стилистических пространств: вплоть до песен Рианны или группы Radiohead.
На другом эмоциональном полюсе – трепетный исполнитель неосоула Майкл Киванука, живой наследник Эла Грина или Марвина Гэя, а также голландка Шарон Ковакс, обладательница очень обаятельного низкого и чуть хрипловатого голоса, идеально подходящего туманным джазовым балладам, из которых в значительной степени состоит ее репертуар. Не менее стильно звучат инструментальные композиции ансамбля CinematicOrchestra – мастеров сумрачного даунтемпо, которое подошло бы саундтрекам к фильмам нуар. А за экзотику на «Усадьбе Джаз» ответит тунисский музыкант с парижской пропиской, певец и исполнитель на уде (струнный щипковый инструмент) Дхафер Юссеф: его музыка – изобретательный и яркий этно-фьюжн.
Ольга Русанова, музыкальный обозреватель «Радио России» |
В Концертном зале Мариинского театра, прямо в первый день июня – премьера оперы Вагнера «Тангейзер» в постановке Вячеслава Стародубцева, которую повторят 16 и 29-го числа. Это одна из немногих вагнеровских опер, которые в Мариинском еще не были поставлены («белым пятном» остаются теперь только «Мейстерзингеры», если, конечно, не считать ранних «Запрета любви», «Фей» и «Риенци»). И похоже, вскоре вагнеровский список Валерий Гергиев закроет, собрав у себя наиболее полную антологию одного из своих любимых композиторов. Не менее любопытна еще одна фестивальная премьера – «Девушка с Запада» Пуччини – хотя бы потому, что в России она не идет вообще (режиссер – Арно Бернар, который уже ставил в Мариинке «Сицилийскую вечерню» Верди и целый ряд спектаклей на других российских сценах). Между тем «Девушке» чуть больше ста лет, она была написана по заказу нью-йоркского театра «Метрополитен», где в 1910 году и состоялась легендарная премьера с участием Тосканини и Карузо в главной роли Дика Джонсона. Сегодня в мире эта опера о приключениях калифорнийских золотоискателей в середине XIX века вполне себе репертуарное произведение, такая «классика-классика». Посмотреть премьерные показы в Мариинке‑2 можно 14 и 28 июня.
Между тем в июне в Большом театре на разных сценах появится неожиданно много Оффенбаха: сначала премьера балета Мориса Бежара «Парижское веселье» (13 июня, Новая сцена, вместе с возобновленной «Симфонией до мажор» Баланчина). Затем – новая постановка оперетты (или оперы-буфф) «Перикола» на сюжет из жизни перуанской актрисы и певицы XVIII века (20 июня, Камерная сцена). Ее у нас уже подзабыли, между тем еще недавно это было популярное название – например, в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в советское время «Периколу» ставили несколько раз, в 1930-е годы в спектакле блистала Любовь Орлова, которую именно в роли Периколы увидел и заметил Григорий Александров. И, по легенде, именно с этого момента начался ее киновзлет!
Произведение это живое, полное юмора, с дивной музыкой – одна только ария слегка перебравшей, икающей Периколы «Какой обед нам подавали» чего стоит – настоящий концертный хит! Молодая команда постановщиков (режиссер Филипп Григорьян и драматург Илья Кухаренко) предлагает значительно переосмысленную версию с новым текстом (автор перевода Женя Беркович), актуализированной историей и иным, далеким от советского опереточного стиля звучанием партитуры (дирижер – Филипп Чижевский).
Чеховский фестиваль все чаще попадает в орбиту нашего внимания, так как становится более музыкальным. В этом году, в связи с 70-летием установления дипломатических отношений между СССР и КНР, в его афише заметен китайский акцент. В июне нас ждет настоящий парад балета из Поднебесной. Это «спектакль-гипноз» «Вечное движение жизни» из Тайбэя (12–14 июня, Театр имени Моссовета), «Формоза» – постановка еще одной танцевальной компании Тайваня (в переводе с португальского «formosa» – «прекрасная», так исторически назывался остров Тайвань; на той же сцене 17–18 июня). Далее – одноактные балеты пекинского Театра танца ТАО (18–20 июня, Мастерская Петра Фоменко) и «11 воинов», пластическое шоу об истории кунг-фу в исполнении пекинской труппы знаменитого Джеки Чана (25–29 июня, Театр имени Моссовета).
Премия «Артист Радио России» была учреждена в 2016 году, главная ее цель – информационная поддержка и курирование проектов молодых талантливых артистов в течение трех лет. По сути, это новая форма сотрудничества артистов и радиостанции, которая становится им другом, советчиком и помощником, дает возможность громче заявить о себе, поверить в свои силы. Среди лауреатов – молодые талантливые певцы Сергей Кузьмин (солист Михайловского театра), Артур Каипкулов (солист Башкирской оперы), Владимир Дмитрук (солист МАМТ) и Гузель Шарипова (солистка Большого театра). В сопровождении симфонического оркестра Большого театра под управлением Антона Гришанина они исполнят арии и дуэты из опер Римского-Корсакова, Верди, Бизе, Доницетти, Гуно. Впрочем, это будет не просто концерт – скорее действо, похожее на радиошоу и оформленное в стиле Энди Уорхола. 4 июня, Новая сцена.
1 июня
Третьяковская галерея
Юлиан Рахлин, Сара Макелрави, Борис Андрианов, Итамар Голан
Моцарт, Дворжак, Брамс
2 июня
Третьяковская галерея.
Конференц-зал Инженерного корпуса
Дмитрий Илларионов, Родион Петров, Евгений Субботин, Андрей Усов, Борис Андрианов, Игорь Федоров, Филипп Копачевский и др.
Программа «Satie-видения / Satie’s-fiction»
3 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Марк-Андре Амлен
Кастельнуово-Тедеско, Шопен
5 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Ильдар Абдразаков, дирижер Владимир Юровский
Денисов, Дебюсси, Мусоргский, Циммерман
6 июня
ММДМ, Камерный зал
Оркестр Musica Viva, дирижер и солист Александр Рудин
Гайдн
7 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Сергей Лейферкус, Всеволод Гривнов, Андрей Батуркин, Максим Пастер, дирижер Владимир Юровский
Шебалин, Шнитке, Рахманинов
7 июня
Малый зал консерватории
Алексей Любимов
Уствольская, Сильвестров
8 июня
Малый зал консерватории
«Студия новой музыки»
Франческони, Шельси, Шаррино, Риччи, Берио
8 июня
Большой зал консерватории
Борис Березовский
Чайковский, Метнер, Рахманинов, Скрябин
9 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Ильдар Абдразаков, Максим Пастер, Андрей Батуркин и др., дирижер Владимир Юровский
Буцко, Мусоргский
11 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Оркестр и хор Мариинского театра, Екатерина Семенчук, Станислав Трофимов, Михаил Петренко, Евгений Никитин, Лариса Гоголевская и др., дирижер Валерий Гергиев
Мусоргский. «Хованщина» (опера в концертном исполнении)
14 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
«Оркестра исторична», Макс Эмануэль Ценчич, Юрий Миненко, Диляра Идрисова и др., дирижер Мартина Пастушка
Леонардо Винчи. «Сигизмунд, король Польши» (музыкальная драма в концертном исполнении, премьера в России)
18 июня
«Зарядье», Малый зал
Денис Шаповалов, Евгений Брахман
Рахманинов