События июня Анонсы

События июня

Выбор Богдана Королька и Ильи Овчинникова

Богдан Королек,
помощник руководителя балета и редактор изданий театра «Урал Опера Балет»

7–9 июня
«Пиковая дама»
Нижегородский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина

Редкий автор, как Юрий Красавин, может похвастать тремя большими премьерами в один сезон. Зимой Большой театр сыграл его балет «Пиковая дама» и готовится станцевать его же «Бурю». В Нижнем Новгороде играют другой балет Красавина на пушкинский сюжет. «Дама‑1» — транскрипция музыки Чайковского; в «Даме‑2» — оригинальный материал, точнее, автору нужно было постараться «вжиться в ампула балетного композитора, пишущего “для ног”», о чем ранее рассказал в интервью «Музыкальной жизни». Хореограф Максим Петров подтверждает, что задача выполнена с блеском: сочинять танцы оказалось легко и приятно. Вместе с ним спектакль ставит режиссер Антон Морозов, впервые работающий над балетом. Гарант высокого музыкального класса премьеры — Федор Леднёв, ставший в последние два сезона нашим крупнейшим и лучшим театральным дирижером.

25 июня
«Тристан-­проект»
Дом культуры «ГЭС‑2»

Завершение большого, в одиннадцать вечеров, цикла «Что современно?». Название взято из книги Джорджо Агамбена вместе с главной идеей: лучше других понять свое время может тот, кто «не совпадает с ним полностью, не идет в ногу с его требованиями — и потому не актуален». По сути, «Что современно?» продолжает прошлогоднюю серию «Ремонт старых кораблей». Обе придумал Дмитрий Ренанский, напрасно скрывающий имя на сайте. Большинство программ цикла он построил как диалог между музыкой старой и специально написанной — столько новых партитур, как «ГЭС‑2», в стране больше не заказывает никто, и остается держать кулаки, чтобы так продолжалось. «Тристан-­проект» вызывает призрак Рихарда Вагнера. С ним общаются наши несхожие современники Арман Гущян, Марк Булошников, Алексей Сысоев. Пока трудно понять, почему именно сегодня важно «исследовать поворотный момент в истории музыки, обозначивший водораздел между романтизмом и модернизмом», но хотя бы одна из трех новых партитур наверняка выйдет за рамки исследования.

27–29 июня
Passion
Дягилевский фестиваль, Пермь

Двенадцать лет назад на Дягилевском фестивале впервые в России играли оперу Паскаля Дюсапена Medeamaterial. Теперь — снова российская премьера Дюсапена и снова опера на древнегреческий сюжет. В «Страсти» композитор излагает миф об Орфее и Эвридике, которые в опере зовутся Он и Она. Ученик зубастого модерниста Ксенакиса, Дюсапен предлагает мягкий, даже ласковый (но не беззубый) вариант музыкального модернизма и приглашает в собеседники Клаудио Монтеверди — автора одной из первых опер на тот же сюжет. Как в музыкальном театре времен Монтеверди, опус Дюсапена предполагает равноправие пения и танца. Постановку в Перми готовят Теодор Курентзис, режиссер Анна Гусева и оркестр musicAeterna, а также труппа musicAeterna Dance — но хореограф в афише не указан, нельзя исключать, что это сам дирижер-­постановщик. Именно Passion делает обильную, но все‑таки домашнюю программу нынешнего Дягилевского фестиваля значительным событием.

Илья Овчинников
музыкальный критик

15 июня
Цендер. «33 вариации по 33 вариациям»
«ГЭС‑2», Актовый зал

«33 вариации по 33 вариациям» Ханса Цендера прозвучат впервые в Москве и всего во второй раз в России. Подзаголовок цикла — «Сочиненная интерпретация по вариациям Бетховена на вальс Диабелли». Выдающийся дирижер, композитор и мыслитель Цендер перелицовывал классику не раз: самая знаменитая его рекомпозиция — «Зимний путь Шуберта». В отличие от «Зимнего пути», в «Диабелли-­вариациях» нет ни поэтического слова, ни романтического героя; возможно, поэтому Цендер позволил себе подойти к последнему своему ремейку более вольно, не просто интерпретируя музыку Бетховена, но создавая на ее основе новую.

«33 вариации по 33 вариациям» написаны для небольшого состава — духовые, ударные, струнный квинтет, арфа, аккордеон. Одни из вариаций Цендера кажутся совсем далекими от бетховенского оригинала, в других он отчетливо слышен, и тем труднее уловить момент его ускользания: подвох возникает постоянно и в то же время непонятно когда. Вариацию могут начать то арфа с аккордеоном, то одни ударные, то аккордеон со струнными, маримбой и литаврами: кажется, простое переложение Бетховена для этого состава тоже звучало бы отлично, но для Цендера это было бы слишком просто. Сочинение исполнят Московский ансамбль современной музыки и дирижер Федор Леднёв.

27 июня
Заключительный концерт цикла Musica sacra nova
Концертный зал имени П. И. Чайковского

Еще две московские премьеры под управлением Федора Леднёва украсят заключительный концерт второго сезона абонемента Musica sacra nova — совместного проекта Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова. Первый сезон, посвященный духовной музыке композиторов из бывшего СССР, прошел год назад. Тема второго — «От модерна к первому авангарду»; в заключительном концерте цикла участвуют Российский национальный молодежный симфонический оркестр и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, а также солисты Юрий Фаворин и Николай Мажара (фортепиано).

Вошедшие в программу четыре произведения близки друг другу образным и ассоциативным рядом, связанным с духовными поисками композиторов. Кроме того, все они написаны для оркестра, хора и фортепиано: «Прометей» («Поэма огня») Скрябина и Concerto Spirituale Артура Лурье предполагают участие солиста-­пианиста, Пролог к «Книге жизни» Николая Обухова — двух солистов, а «Симфония псалмов» Стравинского — двух роялей в составе оркестра. В отличие от сочинений Скрябина и Стравинского, названные опусы Обухова и Лурье публике практически неизвестны и до сих пор исполнялись в России лишь раз.

29 июня
Дмитрий Синьковский представляет классику ХХ века
МКЗ «Зарядье», Большой зал

Оперы Моцарта, Глюка, Россини, Бизе, Чайковского, арии Генделя, балет Десятникова — лишь часть обширного репертуара, который за два года представил в Москве оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета под руководством Дмитрия Синьковского. Тем любопытнее услышать в исполнении коллектива программу, где два крупных шедевра — «Петрушка» Стравинского и Девятая симфония Шостаковича — обрамляют шедевр более скромных масштабов — вокальный цикл «Шехеразада» Равеля: сольную партию исполнит Наталия Ляскова, солистка Пермского и Нижегородского театров оперы и балета. «Шехеразада» пленяет чисто равелевской сказочностью, напоминающей о «Моей матушке-­гусыне», хотя многое здесь отзывается влиянием русской музыки, в первую очередь Римского-­Корсакова. Учеником последнего был Стравинский; его «Петрушку» круг Римского-­Корсакова категорически не принял, сочтя «оскорблением русской народной песни», хотя сочинение — одно из самых совершенных выражений русского духа в музыке.

Многих современников разочаровала и Девятая симфония Шостаковича, написанная в 1945 году: вместо крупного полотна, которое ассоциировалось бы с Победой, композитор создал сочинение менее получаса длиной, напоминающее скорее «Классическую» симфонию Прокофьева.

Концерт станет одним из завершающих аккордов II Московского летнего фестиваля «Зарядье».