События марта Анонсы

События марта

Реквием Теодора Курентзиса, опера Щедрина и самая экзотическая опера Моцарта

6, 7 И 8 МАРТА
«НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ»
МАМТ ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО

Главный дирижер МАМТ Феликс Коробов давно мечтал поставить целиком первую оперу Родиона Щедрина: «Внутри нее заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Мы погружаемся в пучину оперных страстей, не менее сильных, чем те, что описаны в “Леди Макбет Мценского уезда”».

Щедрин написал «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Действие произведения происходит в советской колхозной деревне спустя десять лет после окончания Великой Отечественной войны. В основе сюжета — история главной героини, председателя колхоза Варвары Васильевны, оказавшейся перед сложным выбором между чувством к молодому парню и профессиональным долгом. Сам Щедрин как-то называл свое произведение «колхозным “Евгением Онегиным”» — опера имеет тот же жанровый подзаголовок «лирические сцены», что и «Евгений Онегин» Чайковского. Лирический, бытовой и драматический элементы в этой истории тесно переплетаются друг с другом.

На сцене МАМТ «Не только любовь» уже появлялась в 1981 году — тогда над постановкой работали дирижер Владимир Кожухарь, режиссер Ольга Иванова, а также художник Сергей Бархин. В этот раз в команде создателей, помимо Феликса Коробова, Евгений Писарев, за плечами которого уже несколько крупных работ в музыкальном театре. «Конечно, главное — это лирическая история о несостоявшейся любви, — считает режиссер. — Об изломанности души сильных людей. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее гармоничны и полны желания жить и любить».

По замыслу Писарева, постановка в МАМТ полностью привязана к описанной в либретто исторической эпохе. Импрессионистическая сценография и почти документальные костюмы отражают двойственность музыки, в лирическую ткань которой вплетены современные авторам частушки и напевы.

Главные партии на премьерных показах исполнят Наталья Зимина, Владимир Дмитрук, Лариса Андреева, Кирилл Матвеев, Элеонора Макарова, Мария Макеева и другие солисты оперной труппы театра.

Декорации к опере «Не только любовь» в МАМТ создал Максим Обрезков

1–3 МАРТА
«ПОХИЩЕНИЕ ИЗ СЕРАЛЯ»
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ «ПАКГАУЗЫ НА СТРЕЛКЕ», НИЖНИЙ НОВГОРОД

«Похищение из сераля», образец немецкого зингшпиля — редкий гость на отечественной сцене, и причина, в частности, в языковом барьере. Либретто Иоганна Готлиба Штефани написано на языке Гёте и Ницше, практически лишено речитативов, функцию которых выполняют разговорные реплики в прозе. Чтобы отечественный слушатель не потерялся в сюжетных линиях «Похищения», театр обещает построчный перевод на русский.

Премьера оперы состоялась 16 июля 1782 года на венской придворной сцене, в старом Бургтеатре на Михаэлерплац. Она стала первым крупным успехом нового этапа моцартовского творчества: композитор, наконец, оставил постылую службу при дворе архиепископа Зальцбургского, переехал в давно манившую его имперскую столицу, влюбился в певицу Констанцию Вебер, ставшую тем же летом 1782 года его женой. «Похищение» было принято восторженно, оперу многократно возобновляли на сцене Бургтеатра, хотя, по преданию, император Иосиф II отреагировал на премьеру комплиментом весьма сомнительным: «Слишком много нот, дорогой Моцарт!»

Над спектаклем в Нижнем Новгороде работает команда профессионалов во главе с режиссером Екатериной Одеговой: дирижер-постановщик — Дмитрий Синьковский, художник-постановщик — Этель Иошпа, художник по свету — Стас Свистунович, драматург — Михаил Мугинштейн. Вариант в концертном исполнении Синьковский и Ко представили в конце февраля в Московской филармонии, так сказать, проверив на рафинированной публике результаты проделанной работы. В столичном «Похищении» партию Констанцы исполняла Надежда Павлова. Для певицы это хорошо знакомый материал — в образ пленницы паши она перевоплощалась на сцене Баварской оперы и добивалась в этом определенных успехов. У аудитории Нижнего Новгорода, впрочем, есть выбор: Констанцу также поют Диляра Идрисова и Яна Дьякова. В других партиях в Москве выступили Владимир Куклев, Галина Круч, Гарри Агаджанян, Сергей Годин.

«Похищение из сераля», пожалуй, самая экзотическая опера Моцарта. Ее действие происходит не в европейских странах, не в любимой оперными драматургами XVIII века греко-римской античности, а в османской Турции. Причем эту локализацию композитор подчеркивает музыкальными средствами, вводя в оркестр «янычарские» инструменты: большой барабан, тарелки, треугольник.

5–6 МАРТА — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 8 МАРТА — МОСКВА
MUSICAETERNA, ТЕОДОР КУРЕНТЗИС
ГОСКАПЕЛЛА, МКЗ «ЗАРЯДЬЕ»

В репертуаре греческо-российского маэстро есть особые, знаковые партитуры, к которым он любит возвращаться на разных этапах своего исполнительского искусства. Реквием Моцарта — как раз одно из таких произведений. Преданные Курентзису фанаты вспомнят и «спецпроект» с завершением заупокойной мессы силами современных композиторов в 2008‑м (представление итогов этого эксперимента состоялось в рамках музыкальной программы фестиваля «Территория», в Центре Павла Слободкина на Старом Арбате), и записанную в Новосибирском оперном театре (с хором New Siberian Singers) и выпущенную в 2011 году версию Реквиема, в которой звучит голос немецкой колоратурной сопрано Симоны Кермес. В 2017‑м Курентзис и musicAeterna доказывали публике Зальцбургского фестиваля, в Felsenreitschule, что именно их Моцарт и есть самый аутентичный. Выступление транслировал и сохранил канал Medici.tv. В истории musicAeterna это исполнение стало началом новой главы, связанной с установлением связей с одним из самых значительных фестивальных проектов Европы и мира.

В пандан к Реквиему Курентзис взял еще одно произведение зальцбургского гения — его Фортепианный концерт № 24. Оба сочинения окутывает атмосфера сгущенной драмы. Концерт, созданный Моцартом в 1786‑м посреди работы над оперой «Свадьба Фигаро», написан в до миноре, самой трагической для композитора тональности. Среди множества авторов и исполнителей каденции к концерту писали Брамс, Бузони, Форе и Шнитке.