События марта Анонсы

События марта

О новом сезоне musica sacra nova, концертном туре Теодора Курентзиса и Фестивале Дениса Мацуева

1 марта

«Реквием. Территория печали»

Концертный зал имени П.И. Чайковского


Мировые премьеры сочинений Алексея Сысоева стали в последнее время почти что буднями, но к самому композитору привыкнуть не удастся: он постоянно меняется, именно так и понимая суть современного художника. Его сочинением «Реквием. Территория печали», написанным в 2024 году в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты», откроется третий сезон Musica sacra nova – проекта Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова (куратор концертных программ – дирижер, музыковед Сергей Терентьев). «Реквием» создан для вокального ансамбля Intrada на традиционные латинские тексты. В нетрадиционности подзаголовка, говорит автор, присутствующее в этой музыке «чувство всепоглощающей печали».

Вместе с Сысоевым, объединяющим давний жанр с электроникой, прозвучат композиторы «второго авангарда» Караманов и Корндорф, их сочинения восьмидесятых. Дирижировать же будет человек из 2020-х – Федор Безносиков. Вместе с РНМСО и солистами (сопрано Дарьей Хрисановой, меццо-сопрано Екатериной Коломиной, тенором Михаилом Нором, басом Владимиром Красовым) он проделает путь «назад к авангарду вперед», намеченный в подзаглавии нынешнего абонемента Musica sacra nova и напоминающий о книге Пекарского «Назад к Волконскому вперед».

1-4 марта

Фестиваль Дениса Мацуева

Пермская филармония


Фестиваль проводится в Перми в пятнадцатый раз и откроется концертом Дениса Мацуева и Владимира Спивакова, все активнее выступающего теперь в качестве солиста, без скидок на возраст и уровневых потерь. В дружеском исполнении прозвучат Скрипичная соната Франка и Третья соната для скрипки и фортепиано Брамса.

Два последующих вечера пройдут с Госоркестром Башкортостана (дирижер – Дмитрий Крюков). В программе 2 марта – Четвертый концерт Рахманинова (солист – Лев Бакиров), «Хоровая фантазия» Бетховена и его Тройной концерт. Вместе с Мацуевым выступят Уральский госхор Пермской филармонии, Екатеринбургский хор «Доместик», скрипачка Елена Таросян, виолончелист Александр Рамм. 3 марта Двойной фортепианный концерт Пуленка исполнят Лев Бакиров и Елисей Мысин, Первый скрипичный концерт Прокофьева сыграет Павел Милюков, а Валентина Феденёва обратится к ариям из «Русалки» Дворжака и «Алеко» Рахманинова.

Завершит фестиваль сольный концерт Мацуева с музыкой Гайдна, Бетховена, Шуберта, Рахманинова, Прокофьева.

6-9 марта

«Золотой петушок»: премьера

Нижегородский театр оперы и балета


Первая в России оперная постановка кинорежиссера Ангелины Никоновой, дебютировавшей в 2023-м в Гамбурге с «Леди Макбет Мценского уезда». Спектакль о «духовной борьбе человека с искушениями и своими губительными страстями», «добрым молодцам урок» не ограничивается временем и пространством, а «заложенные в постановку серьезные смыслы завуалированы легкой, сказочной и юмористической подачей, продиктованной музыкой Римского-Корсакова». Дирижирует Дмитрий Синьковский, главный хормейстер – Арина Мирсаетова, партию Царя Додона готовят Сергей Теленков и Георгий Екимов.

7-9 марта

«Андре Шенье»: премьера

МАМТ


Александр Титель ставит веристскую, известную в современной России по концертным исполнениям (дирижеры – Валерий Полянский, Кристиан Кнапп) оперу Умберто Джордано. Тема спектакля, по словам режиссера, – «любовь и искусство в хаосе революции». Для Тителя эта опера в том числе и о «способности революции в процессе борьбы за торжество своих идеалов менять их порой на прямо противоположные». Для итальянского дирижера Пьетро Маццетти это первый опыт работы с российским режиссером и российской постановочной командой (сценография Александра Боровского, костюмы Марии Боровской, хореография Максима Севагина). В партии Андре Шенье, казненного поэта – Нажмиддин Мавлянов и Николай Ерохин.

8-20 марта

Юбилейные гастроли musicAeterna


Свое двадцатилетие оркестр Теодора Курентзиса отмечает концертным туром. Гастроли начнутся с концерта в Красноярской филармонии, где прозвучит Вторая симфония Малера. Далее – с той же программой – Новосибирск, Пермь, Москва, Санкт-Петербург. В последний день тура в программе концерта в петербургском «Лахта Холле» – Девятая симфония Брукнера.

11, 23 марта

Месса си минор Баха и «Альцина» Генделя

МКЗ «Зарядье»


Два ключевых события фестиваля «Московское барокко» (5-31 марта), проводимого впервые, в год 340-летия Баха и Генделя. Первой из выбранных нами событий прозвучит баховская Месса си минор, которую исполнят сопрано Лилия Гайсина, меццо-сопрано Алина Черташ, тенор Михаил Нор, бас Илья Татаков, оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина и Госхор имени Свешникова (художественный руководитель – Екатерина Антоненко). Предшествовать этому концерту будет лекция Ивана Соколова.

Еще одну лекцию, но уже об «Альцине» Генделя, прочтет перед концертным исполнением оперы Лариса Кириллина. В заглавной партии выступит меццо-сопрано Василиса Бержанская. Руджеро споет Вадим Волков (контратенор). В остальных партиях – меццо-сопрано Юлия Вакула, сопрано Ксения Нестеренко, тенор Артем Попов, бас Константин Федотов. Оркестром Pratum Integrum дирижирует Симоне Ори.

28-30 марта

«Кармен в моей голове»: премьера

Новая Опера


Танцевальный спектакль Татьяны Багановой в сценографии Ларисы Ломакиной и с музыкой Настасьи Хрущевой. Композитор заботливо информирует, что в музыке этого балета нет «психологических характеристик персонажей, лейтмотивов, какого-либо развития от начала к концу, поиска новых приемов, аллюзий на Жоржа Бизе, стиля эспаньоль, оригинального композиторского языка». А есть «барочные паттерны, вариации, повторения кадансов, банальные интонации и известные всем обороты, заплясывание до смерти, карающая женственность, поэтика ярости, неистовство, Кармен в своем торжестве». Хрущева настаивает: «Кармен – не женщина, не персонаж, а принцип. Кармен гордится, бесчинствует. Кармен не милосердствует. Кармен никогда не перестает».

28, 30, 31 марта

Три города, две «Шехеразады»

Казань, Москва, Санкт-Петербург


Еще в детстве подпав под «обаяние Востока», Равель дважды был захвачен «Шехеразадой», сочинив под таким названием Увертюру (1898) и Три поэмы для голоса с оркестром на слова Тристана Клингзора (1903). В сочетании с Римским-Корсаковым, его знаменитой сюитой, включенной в интересующую нас программу, можно было бы сделать триптих. Но, видимо, это чересчур концептуально: ограничились двумя «Шехеразадами» – избежав равелевской Увертюры и добавив его хореографическую поэму «Вальс». Эту программу меццо-сопрано Екатерина Семенчук и Госоркестр Татарстана под руководством Александра Сладковского исполнят сначала в казанском Зале имени Сайдашева, затем в столичном Зале Чайковского и Большом зале Петербургской филармонии.

События февраля Анонсы

События февраля

о ГАСО Респуб­лики Татарстан с оркестром Теодора Курентзиса, о концерте для Даниила Когана и о новом цикле в ДК «Рассвет»

События января Анонсы

События января

Выбор Владимира Жалнина и Ильи Овчинникова

События декабря Анонсы

События декабря

О Декабрьских вечерах, премьере оперы-сказки Сергея Баневича и фестивале «Площадь искусств»

События ноября Анонсы

События ноября

Фестиваль «Пять вечеров», новое сочинение «Ноно» Алексея Сысоева и балетные премьеры в МАМТ