События мая События

События мая

Выбор критиков

Концерты в Москве и за рубежом, которые невозможно пропустить

Петр Поспелов

музыкальный критик, шеф-редактор издательства «Композитор»

17 мая,
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Симфонический оркестр Баварского радио
Дирижер – Марис Янсонс

В столице Баварии музыкальную погоду делают русские дирижеры. Оперой руководит Кирилл Петренко (через три года его сменит Владимир Юровский), Мюнхенским филармоническим оркестром – Валерий Гергиев, а оркестром Баварского радио – Марис Янсонс. Последний со своим шефом к нам уже приезжал, и трудно вспомнить, когда музыка в Москве звучала лучше. Ленинградская дирижерская школа в сочетании с эталонным немецким качеством – уже гарантия. Но Янсонс и его подопечные к тому же музицируют удивительно вдохновенно: за много лет совместных трудов им удалось не наработать ни грана рутины. В предстоящем концерте программа выстроена словно задом наперед: сперва симфония, а именно «Героическая» Бетховена, а потом блестящие оркестровые пьесы – симфоническая поэма «Дон Жуан» Рихарда Штрауса и хореографическая поэма Мориса Равеля «Вальс». За час до концерта в Зимнем саду Филармонии наш коллега Ярослав Тимофеев расскажет о программе в своей лекции – что входит в тенденцию нашего времени: слушателей, стремящихся воспринимать музыку осознанно, все прибывает.

23 мая,
Большой зал консерватории
Мировая премьера – «Вещий сон» Алексея Чернакова

Современных опер пишется и ставится все больше, композиторские конкурсы тоже множатся на глазах. К 150-летию Московской консерватории прошел конкурс именно на сочинение опер, а выиграл его молодой композитор Алексей Чернаков. В концерте целиком прозвучит его одноактная опера «Вещий сон», посвященная историческим событиям Отечественной войны 1812 года. Оперы других лауреатов будут представлены фрагментами: это «Легенда о Данко» Ивана Гостева по Горькому, «В присутствии Любви и Смерти» Артема Пыся по Сэлинджеру и «Контрабас» Дениса Писаревского по Зюскинду. Двумя десятками солистов, хорами и консерваторским оркестром дирижирует Вячеслав Валеев. Дело за слушателями – их должно быть хотя бы не меньше, чем исполнителей.

15 мая,
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Гуно. «Фауст»

Одна из самых красивых французских опер будет спета в концертном исполнении, которое, как это нередко случается в филармоническом цикле «Оперные шедевры», вполне может оказаться полноценным спектаклем, пусть без дирижера и декораций. В этом абонементе поют мировые звезды, так будет и на этот раз. Кто помнит концертное исполнение на этой же сцене другой оперы Гуно, «Ромео и Джульетта», не забыл, с каким блеском и темпераментом дебютировал тогда в одной из заглавных партий американский тенор Стивен Костелло. Теперь певец дорос до доктора Фауста, которому возвратит молодость Мефистофель в исполнении одного из первых бас-баритонов мира Лука Пизарони. Недолгое счастье Фауста в образе Маргариты явит собой покорительница сцен Анита Хартиг, а в других партиях выйдут российские певцы – Константин Шушаков (брат Валентин) и Александра Кадурина (влюбленный Зибель). Сыграет оперу оркестр «Новая Россия», а проведет Михаэль Гюттлер, дирижер столь же российский, сколь и европейский.

 

Сергей Ходнев

редактор отдела культуры газеты «Коммерсантъ»

18–21 мая,
Зальцбург
Pfingstfestspiele (Фестиваль на Пятидесятницу)

Было бы странно, если б по случаю 150-летия со дня смерти Россини хозяйка Pfingstfestspiele Чечилия Бартоли не почтила одного из самых важных для себя композиторов: оперной премьерой фестиваля станет «Итальянка в Алжире» в постановке Моше Ляйзера и Патриса Корье и с самой Бартоли в главной роли. Но в остальном программа – не монографический оммаж Россини, а мини-исследование европейской музыкальной жизни в конкретный момент времени, в том самом 1868 году. Марк Минковский и Les Musiciens du Louvre исполнят «Периколу» Оффенбаха, Даниэль Баренбойм и берлинская Штаатскапелле – «Зимние грезы» Чайковского и фортепианный концерт Грига (с Андрашем Шиффом за роялем), Максим Венгеров и Camerata Salzburg – Первый концерт Бруха. А гала-концерт с участием Роландо Вильясона, Йонаса Кауфмана и самой Бартоли столкнет Россини и Вагнера, все в том же судьбоносном году закончившего своих «Мейстерзингеров».

10–26 мая,
Лондон
Мировая премьера оперы Джорджа Бенджамина «Уроки любви и жестокости»

После того, как предыдущая опера Джорджа Бенджамина – «Написано на коже» – триумфально объехала в постановке Кэти Митчелл буквально весь свет (на сцене Большого театра ее показывали год назад), лондонская Королевская опера решила развить успех композитора новым произведением. Лекала, в общем-то, похожие: главную женскую партию снова споет Барбара Ханниган, либретто Мартина Кримпа опять обращается к старинной европейской литературе, только теперь это не трубадуры, а елизаветинская драма. Вслед за «Эдуардом II» Кристофера Марло новая опера, озаглавленная «Уроки любви и жестокости», выведет на сцену незадавшийся любовный четырех­угольник: с одной стороны – король Эдуард и его фаворит Гавестон, с другой – королева Изабелла и ее соратник Мортимер. Спектакль, который снова ставит Митчелл, – копродукция Ковент-Гардена с оперными театрами Амстердама, Гамбурга, Лиона, Мадрида, Барселоны и Чикаго, так что затяжной прокатный маршрут ему обеспечен. Как знать, может, и в Россию «Уроки…» удастся тем временем залучить.

28 мая,
Москва, Концертный зал имени П.
И. Чайковского
Макс Эмануэль Ценчич на фестивале «Опера Априори»

Никола Антонио Порпора, учитель Гайдна, – не только столп неаполитанской композиторской школы, но и известнейший вокальный педагог, вымуштровавший первых певцов эпохи, включая Фаринелли и Каффарелли. Смешно сказать, но еще лет двадцать–двадцать пять тому назад арии, написанные им для его учеников-кастратов, представлялись невероятным и часто попросту неисполнимым раритетом. Особенно для контратеноров, которым с увечными кудесниками барочной сцены состязаться было, как казалось, затруднительно. Теперь не то: сначала альбом феерических арий Порпоры выпустил Филипп Жарусски, потом Франко Фаджоли. А затем и Макс Эмануэль Ценчич, приезжающий нынче с соответствующей программой в Москву. Мировая пресса спорит о том, кто именно на этих дисках справляется лучше, но запись – это запись, а вот послушать очно, как певец без всяких склеек и пауз исполняет труднейшие вокальные трюки, когда-либо придуманные для человеческого горла, – редкая и ценная возможность.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»