Концерты в Москве и за рубежом, которые невозможно пропустить
Петр Поспелов музыкальный критик, шеф-редактор издательства «Композитор» |
В столице Баварии музыкальную погоду делают русские дирижеры. Оперой руководит Кирилл Петренко (через три года его сменит Владимир Юровский), Мюнхенским филармоническим оркестром – Валерий Гергиев, а оркестром Баварского радио – Марис Янсонс. Последний со своим шефом к нам уже приезжал, и трудно вспомнить, когда музыка в Москве звучала лучше. Ленинградская дирижерская школа в сочетании с эталонным немецким качеством – уже гарантия. Но Янсонс и его подопечные к тому же музицируют удивительно вдохновенно: за много лет совместных трудов им удалось не наработать ни грана рутины. В предстоящем концерте программа выстроена словно задом наперед: сперва симфония, а именно «Героическая» Бетховена, а потом блестящие оркестровые пьесы – симфоническая поэма «Дон Жуан» Рихарда Штрауса и хореографическая поэма Мориса Равеля «Вальс». За час до концерта в Зимнем саду Филармонии наш коллега Ярослав Тимофеев расскажет о программе в своей лекции – что входит в тенденцию нашего времени: слушателей, стремящихся воспринимать музыку осознанно, все прибывает.
Современных опер пишется и ставится все больше, композиторские конкурсы тоже множатся на глазах. К 150-летию Московской консерватории прошел конкурс именно на сочинение опер, а выиграл его молодой композитор Алексей Чернаков. В концерте целиком прозвучит его одноактная опера «Вещий сон», посвященная историческим событиям Отечественной войны 1812 года. Оперы других лауреатов будут представлены фрагментами: это «Легенда о Данко» Ивана Гостева по Горькому, «В присутствии Любви и Смерти» Артема Пыся по Сэлинджеру и «Контрабас» Дениса Писаревского по Зюскинду. Двумя десятками солистов, хорами и консерваторским оркестром дирижирует Вячеслав Валеев. Дело за слушателями – их должно быть хотя бы не меньше, чем исполнителей.
Одна из самых красивых французских опер будет спета в концертном исполнении, которое, как это нередко случается в филармоническом цикле «Оперные шедевры», вполне может оказаться полноценным спектаклем, пусть без дирижера и декораций. В этом абонементе поют мировые звезды, так будет и на этот раз. Кто помнит концертное исполнение на этой же сцене другой оперы Гуно, «Ромео и Джульетта», не забыл, с каким блеском и темпераментом дебютировал тогда в одной из заглавных партий американский тенор Стивен Костелло. Теперь певец дорос до доктора Фауста, которому возвратит молодость Мефистофель в исполнении одного из первых бас-баритонов мира Лука Пизарони. Недолгое счастье Фауста в образе Маргариты явит собой покорительница сцен Анита Хартиг, а в других партиях выйдут российские певцы – Константин Шушаков (брат Валентин) и Александра Кадурина (влюбленный Зибель). Сыграет оперу оркестр «Новая Россия», а проведет Михаэль Гюттлер, дирижер столь же российский, сколь и европейский.
Сергей Ходнев редактор отдела культуры газеты «Коммерсантъ» |
Было бы странно, если б по случаю 150-летия со дня смерти Россини хозяйка Pfingstfestspiele Чечилия Бартоли не почтила одного из самых важных для себя композиторов: оперной премьерой фестиваля станет «Итальянка в Алжире» в постановке Моше Ляйзера и Патриса Корье и с самой Бартоли в главной роли. Но в остальном программа – не монографический оммаж Россини, а мини-исследование европейской музыкальной жизни в конкретный момент времени, в том самом 1868 году. Марк Минковский и Les Musiciens du Louvre исполнят «Периколу» Оффенбаха, Даниэль Баренбойм и берлинская Штаатскапелле – «Зимние грезы» Чайковского и фортепианный концерт Грига (с Андрашем Шиффом за роялем), Максим Венгеров и Camerata Salzburg – Первый концерт Бруха. А гала-концерт с участием Роландо Вильясона, Йонаса Кауфмана и самой Бартоли столкнет Россини и Вагнера, все в том же судьбоносном году закончившего своих «Мейстерзингеров».
После того, как предыдущая опера Джорджа Бенджамина – «Написано на коже» – триумфально объехала в постановке Кэти Митчелл буквально весь свет (на сцене Большого театра ее показывали год назад), лондонская Королевская опера решила развить успех композитора новым произведением. Лекала, в общем-то, похожие: главную женскую партию снова споет Барбара Ханниган, либретто Мартина Кримпа опять обращается к старинной европейской литературе, только теперь это не трубадуры, а елизаветинская драма. Вслед за «Эдуардом II» Кристофера Марло новая опера, озаглавленная «Уроки любви и жестокости», выведет на сцену незадавшийся любовный четырехугольник: с одной стороны – король Эдуард и его фаворит Гавестон, с другой – королева Изабелла и ее соратник Мортимер. Спектакль, который снова ставит Митчелл, – копродукция Ковент-Гардена с оперными театрами Амстердама, Гамбурга, Лиона, Мадрида, Барселоны и Чикаго, так что затяжной прокатный маршрут ему обеспечен. Как знать, может, и в Россию «Уроки…» удастся тем временем залучить.
Никола Антонио Порпора, учитель Гайдна, – не только столп неаполитанской композиторской школы, но и известнейший вокальный педагог, вымуштровавший первых певцов эпохи, включая Фаринелли и Каффарелли. Смешно сказать, но еще лет двадцать–двадцать пять тому назад арии, написанные им для его учеников-кастратов, представлялись невероятным и часто попросту неисполнимым раритетом. Особенно для контратеноров, которым с увечными кудесниками барочной сцены состязаться было, как казалось, затруднительно. Теперь не то: сначала альбом феерических арий Порпоры выпустил Филипп Жарусски, потом Франко Фаджоли. А затем и Макс Эмануэль Ценчич, приезжающий нынче с соответствующей программой в Москву. Мировая пресса спорит о том, кто именно на этих дисках справляется лучше, но запись – это запись, а вот послушать очно, как певец без всяких склеек и пауз исполняет труднейшие вокальные трюки, когда-либо придуманные для человеческого горла, – редкая и ценная возможность.