События мая Анонсы

События мая

Сергей Буланов,
музыковед и музыкальный критик

6 МАЯ
ДЕВЯТАЯ СИМФОНИЯ МАЛЕРА
ОРКЕСТР MUSICAETERNA, ТЕОДОР КУРЕНТЗИС
МКЗ «ЗАРЯДЬЕ»

Девяносто минут без антракта — возможность мощного погружения в музыкальную глубину и малеровский масштаб нельзя пропустить. Настраиваясь на многосоставную драматургию симфонии, четыре части хочется описывать словами бесконечно: соседство всеобъемлющей любви и эффектного гротеска к тому располагают. Но зачем? Советую руководствоваться словами самого композитора, сказанными в последние годы жизни, они косвенно обозначают смысловой вектор сочинения: «Какое безумие — допускать, чтобы грубый водоворот жизни поглотил нас». Неужели нам сегодня нужна еще ­какая-то мотивация?

Тем, кто любит Курентзиса, исполнение точно понравится. Тем, кто его не любит, попросту не достанется билетов. Мне вспоминается случай, как несколько лет назад Девятую Малера в Москве исполняли два раза подряд в одном зале! Сначала римский Оркестр Академии Санта-Чечилия с выдающимся музыкантом Антонио Паппано, а затем Теодор Курентзис со своим оркестром. Если вы после того сравнения тоже не можете беспристрастно слушать Курентзиса, предлагаю сделать над собой усилие именно сейчас — будет интересно.

9 МАЯ
ЗАКРЫТИЕ XХII МОСКОВСКОГО ПАСХАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ
БОЛЬШОЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

С 16 апреля по 9 мая в России проходит традиционный Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева. Симфоническая, хоровая и звонильная программы охватывают в нынешнем сезоне более пятидесяти городов. День Победы будет традиционно ознаменован двумя событиями: днем Симфонический оркестр Мариинского театра выступит на Поклонной горе, а уже вечером на сцене БЗК состоится торжественное закрытие фестиваля.

Программа фестиваля заранее не объявляется — ставка на сюрприз. К­огда-то для закрытия Гергиев выбирал Пятую и Шестую симфонии Чайковского; в этом году, надо полагать, нас ждет музыка Рахманинова как дань 150-летнему юбилею со дня рождения великого композитора и, наверное, Денис Мацуев. Кстати, юбилей Рахманинова продолжат отмечать и в «Зарядье»: на 19 мая запланирован концерт ГАСО имени Е. Ф. Светланова с Александром Лазаревым и пианистом Вадимом Руденко, прозвучат Второй фортепианный концерт и «Симфонические танцы». В этом же цикле #рахманинов150 можно будет оценить еще два интересных тандема: Владимир Спиваков с НФОР и Филипп Копачевский, Иван Рудин с МГСО и Дмитрий Шишкин.

13 МАЯ
«ВЕСЬ СТРАВИНСКИЙ»
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Новый авторский абонемент Ярослава Тимофеева «Весь Стравинский» рассчитан на несколько сезонов. Конечно, цель не только в том, чтобы исполнить все тридцать пять часов музыки композитора. Ключевая идея — открыть нам глаза на природу гениальности Игоря Федоровича, сопоставимую с баховским местом в истории. Парадокс, но это до сих пор далеко не для всех очевидно.

Уже состоявшиеся концерты из цикла дают гарантию: будут полезные и захватывающие комментарии со сравнениями и обстоятельным контекстом, непременно продуманный выбор артистов. Герои майского вечера — РНМСО с дирижером Филиппом Чижевским, выпускник Молодежной программы Большого театра баритон Дмитрий Чеблыков, Капелла Юрлова.

20 МАЯ
«НОРМА» БЕЛЛИНИ
МАМТ

Премьера «Нормы» состоялась в миланском театре Ла Скала почти двести лет назад. В истории же Музыкального театра опера прозвучит впервые, что даже странно, поскольку «Норма» необычайно востребована и любима меломанами: сюжетные страсти верховной жрицы храма друидов с тайным деторождением никого не оставляют равнодушным. И, конечно, именно в этой опере звучит знаменитая ария-молитва Casta Diva.

Новую постановку надо ждать настороженно — солисты театра принимают на себя вызов настоящего бельканто, требующего виртуозного владения техникой и стилем. Но надежда на свет в конце тоннеля есть: труднейшую партию Нормы исполнит главная звезда — Хибла Герзмава.

Театр представит «Норму» в постановке Адольфа Шапиро. Чтобы дать представление о его методе, адресую всех к спектаклю «Манон Леско» в Большом театре, поставленному специально для Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. В качестве музыкального руководителя «Нормы» изначально заявляли дирижера Владимира Спивакова — он должен был впервые за много лет полномасштабно работать над оперным материалом. Однако планы изменились — маэстро заменит Кристиан Кнапп. Сценографию для спектакля готовит художник-­постановщик Мария Трегубова. Кстати, на сайте «Музыкальной жизни» опубликованы эскизы: можно полюбопытствовать.

23, 25 МАЯ
МОЛОДЕЖНАЯ ОПЕРНАЯ ПРОГРАММА БОЛЬШОГО ТЕАТРА
БЕТХОВЕНСКИЙ ЗАЛ ГАБТ

Практически ежемесячно в Бетховенском зале выступают будущие звезды мировой оперной сцены – артисты Молодежной программы Большого театра, лучшие из лучших, отобранные со всего пространства СНГ. Два майских вечера станут продолжением масштабного проекта «Антология русского классического романса». Прозвучат произведения Чайковского на стихи Ратгауза (ор. 73), шесть дуэтов, сцены из оперы «Черевички» и несколько избранных романсов разных лет. Готовит программу Любовь Орфенова – выдающийся мастер работы со словом и музыкальным содержанием, международный коуч, специализирующийся на русском репертуаре.

25 МАЯ
«ЛУИЗА МИЛЛЕР» ВЕРДИ
БОЛЬШОЙ ТЕАТР, НОВАЯ СЦЕНА

Не успели мы сходить на «Трубадура», как Большой театр уже вовсю готовит еще одну оперу Верди — «Луизу Миллер», предвестницу новаторской «Травиаты». Если ожидаемую постановку «Трубадура» экстренно заменили на обыкновенное концертное исполнение, то повторения «беды» сейчас ничто не предвещает. Режиссером объявлен худрук ДМТ имени Н. И. Сац Георгий Исаакян, художником — Алексей Трегубов, дирижером — Эдуард Топчян из Армении.

«Луиза Миллер» — романтическая история о неравной любви, которую невозможно увидеть ни в одном московском театре, и вообще для российских театров опера ­почему-то считается не самым рейтинговым названием. Однако публика произведение знает: популярен спектакль Метрополитен-­оперы, в котором драму Шиллера «Коварство и любовь» вслед за Верди и его либреттистом Сальваторе Каммарано интерпретируют Пласидо Доминго, Дмитрий Белосельский, Александр Виноградов, Петр Бечала, Соня Йончева. Кто будет петь у нас красивейшие арии, дуэт басов, квартет а капелла и много чего еще интересного-­непростого? Тайна за семью печатями.

В программах концертных залов и театров возможны изменения