События мая Анонсы

События мая

10–12 мая
«Император Атлантиды»
Музыкальный театр «Геликон-опера»

Российская премьера оперы Виктора Ульмана «Император Атлантиды» состоялась в 2015 году в Санкт-Петербурге в концертной версии на фестивале «Звуковые пути». Дирижировал Федор Леднёв, главную партию исполнял Борис (Барух) Финкельштейн — бывший кантор петербургской и московской хоральных синагог. Семь лет спустя в Москве, в Музее Победы «Император Атлантиды» прозвучал вновь, но уже в сценической версии (режиссер — Алла Чепинога, дирижер — Дмитрий Вакарчук): в постановке участвовали студенты Академии имени Маймонида. Нынешнего «Императора» ставит в «Геликон-опере» солист этого театра, выпускник ГИТИСа, финалист Пятого международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» Вадим Летунов. Дирижер-постановщик — Елена Сосульникова, художник-постановщик и художник по костюмам — Ростислав Протасов, хореография Ксении Лисанской.

Виктор Ульман (1898–1944) — ученик Арнольда Шёнберга в Вене и Александра фон Цемлинского в Праге. В конце 1920‑х — начале 1930‑х дирижировал в Цюрихе, увлекся антропософией. Держал в Штутгарте антропософскую лавку, пока та не разорилась. Вернувшись с семьей в Прагу, работал в музыкальном отделе Чехословацкого радио, писал книжные рецензии, музыкальные статьи. В 1942‑м был депортирован в Терезиенштадт — концлагерь на территории бывшего гарнизонного городка Терезин (северо-запад Чехии), о котором, аккурат к визиту Красного Креста, был снят пропагандистский фильм «Фюрер дарит евреям город». Здесь были оркестры, театры, лагерная пресса, критики, писавшие о громких премьерах… Но отсюда же люди отправлялись на смерть. Ульмана, его жену и сына убили в Освенциме, как и либреттиста «Императора Атлантиды» Франца Петера Кина (1919–1944).

Неудивительно, что написанная в Терезине опера до премьеры в лагере так и не дошла, состоялась лишь генеральная репетиция. Сюжет дерзок. Император, невидимый ни для кого, закрывшийся в своем дворце, контактирует с этим миром при помощи Громкоговорителя (бас-баритон) и Барабанщика (меццо-сопрано). Ему легче править в ситуации войны, и лучше, если это будет война всех против всех. Император ее объявляет, но Смерть (полноценный персонаж оперы с собственными вокальными и оркестровыми партиями) отказывается забирать к себе людей ради продления власти правителя. Люди — в состоянии making love not war, Император в ужасе. Он упрашивает Смерть смилостивиться, та соглашается, но ставит условие: первым умирает Император.

Премьера оперы состоялась в 1975 году в амстердамском Theater Bellevue.

21 мая — 4 июня
XXXVII Собиновский музыкальный фестиваль
Саратовский театр оперы и балета

В этом году фестиваль под заголовком «Контрасты» посвящен двум юбилеям — 220‑летию со дня рождения Михаила Глинки и 90‑летию со дня рождения Альфреда Шнитке. На открытии фестиваля 21 мая в исполнении симфонического оркестра Саратовского театра оперы и балета прозвучат «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» («Испанская увертюра № 2») Глинки. Во втором отделении солисты и хор театра представят сцены из «Руслана и Людмилы». Режиссер концертной постановки — Андрей Сергеев, дирижер — Юрий Кочнев.

22 мая состоится концерт-посвящение Альфреду Шнитке. В программе — музыка к фильму «Мастер и Маргарита» (1994; режиссер — Юрий Кара), «Гоголь-сюита» (из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»; 1981), «Ритуал» (памяти погибших во Второй мировой войне; 1984–1985). Также состоится фестивальная премьера балета «Лабиринты», написанного в 1971 году по предложению хореографа Владимира Васильева. «Очень торопил меня с этим, так как хотел поставить его на Всесоюзном балетмейстерском конкурсе в начале 1972 года (планировалась постановка если не всего балета, то хотя бы части, но с тем, чтобы в дальнейшем поставить балет полностью). Танцевали на конкурсе А. Годунов и Голикова. В комиссии отнеслись к музыке очень плохо, так же, впрочем, как и к постановке. (Оба танцора получили премии, но не за эти номера, а за другие.) Васильева сильно ругали», — рассказывал Шнитке музыковеду Дмитрию Шульгину (цитата из книги «Годы неизвестности Альфреда Шнитке»). На Собиновском фестивале «Лабиринты» будут показаны в постановке хореографа Дианы Вайловой (в 2023‑м она дебютировала в Саратовском театре оперы и балета со спектаклем «Паганини» на музыку Рахманинова). Сценограф — Сергей Болдырев, художник по костюмам — Ольга Колесникова. В спектакле заняты артисты балетной труппы Саратовской оперы.

22 мая
«Идоменей»
Концертный зал имени П. И. Чайковского

«Моцарт — один из тех композиторов, музыку которых нельзя потрогать. Он, как скользкая рыба, сразу же куда-то улетучивается. Моцарта сложнее играть, чем Бетховена. Дело вкуса исполнителя, как он сможет пройтись по этому тонкому канатику, ниточке. Для меня важно в первую очередь соблюдение стилистических канонов. Но мы должны, мне кажется, раннюю музыку играть с позиции XXI века», — говорит Филипп Чижевский в интервью Московской филармонии, где и прозвучит новаторская опера Моцарта, существенно расширившая границы жанра оперы-сериа.

В основе сюжета — миф о критском царе Идоменее. Автор либретто — придворный капеллан Зальцбурга Джамбаттиста Вареско. Написанная за четыре месяца по заказу баварского и пфальцского курфюрста Карла Теодора, опера впервые была исполнена в Мюнхене 29 января 1781 года. В 1786‑м она ставилась любительскими силами в одном из музыкальных кружков Вены. Следующие венские постановки пришлись на 1805 и 1819 годы, затем опера шла в Веймаре (1840), Мюнхене (1845), Дрездене (1855). В 1931 году эту оперу ставил в Вене Рихард Штраус (именно в редакции Штрауса, с его собственной музыкой внутри моцартовской оперы, «Идоменея» показывали в 2011‑м в Театре Покровского). В 2009‑м «Идоменея» дирижировал в КЗЧ Александр Рудин, среди солистов была замечательная датчанка Генриетта Бонде-Хансен. В 2024 году вместе с Филиппом Чижевским выступят Дарья Телятникова, Анжелика Минасова, Елене Гвритишвили (сопрано) и Сергей Годин (тенор). Иные времена — иные составы. Тоже, впрочем, убедительные.