События ноября Анонсы

События ноября

Фестиваль «Пять вечеров», новое сочинение «Ноно» Алексея Сысоева и балетные премьеры в МАМТ

29 октября – 11 ноября

Фестиваль «Пять вечеров»

МГАФ, МГК, «Зарядье», ДК «Рассвет»


Строго говоря, начало «Пяти вечеров» захватывает предыдущий месяц, но важнее другое – три московских премьеры, которыми открывается уже шестой по счету фестиваль Союза композиторов России. «Пиковая дама» Юрия Красавина (фрагменты из музыки к балету, 2022), Концерт для двух флейт Дениса Хорова (2023), оркестровые «Вариации и аплодисменты» Алексея Сысоева (2021) – все эти сочинения созданы в рамках программы «Ноты и квоты», впервые исполнялись не в столице, а теперь прозвучат в Зале имени Чайковского. Красавин говорит, что перед ним стояла задача «написать своего рода ироническую оду классическому балету». Хоров утверждает, что до него в российской академической музыке не было концерта для двух флейт и симфонического оркестра. Сысоев считает, что его произведение можно и рассматривать «сквозь фильтр иронии», и относиться к нему серьезно, «как к критике существующего положения вещей». Среди значимых событий фестиваля также три мировых премьеры: «Отпевание» для вокального ансамбля Анны Поспеловой, «Калессин» для ансамбля Анны Ромашковой, Concertante для пяти музыкантов Александра Радвиловича. Композиторская география обширна, программа разнонаправленна, выбор исполнителей впечатляет, среди них – ГАСО России имени Е.Ф. Светланова, Камерный хор Московской консерватории, «Студия новой музыки», N’Caged, OpensoundOrchestra, Reheard и Vacuum Quartet. Фестиваль проходит при поддержке Минкультуры России.

8-10 ноября

«Место во Вселенной»

МАМТ


Речь идет о премьере балетного вечера, состоящего из двух постановок: «Перигелия» Вячеслава Самодурова и «Знаем благую весть» Максима Севагина. Музыкальный руководитель «Места во Вселенной» – Федор Безносиков. За дирижерским пультом – Тимофей Гольберг, худрук и главный дирижер Минин-хора.

Для Самодурова это первая работа с балетной труппой МАМТ, автор музыки к спектаклю – Владимир Горлинский, художник-постановщик – Мария Трегубова. Название, в основе которого «впечатления хореографа о соотношении космических и человеческих масштабов», происходит от «ближайшей точки орбиты планеты относительно родительской звезды».

Севагин же, как сообщает нам театр, вдохновился русским фольклором и рассказывает «о жизни человека сквозь абстрактные философские мотивы». Музыкальной основой постановки стала хоровая симфония-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны».

11-18 ноября

Фестиваль Vivacello

КЗЧ, ДК «Рассвет», к/т «Художественный»


Проводимый в шестнадцатый раз фестиваль откроется мировой премьерой Esperanza для четырех виолончелей Освальдо Голихова (живущий в США аргентинский композитор, известный, в том числе, проектами с Kronos Quartet), где объединятся арт-директор Vivacello Борис Андрианов, солистка оркестра musicAeterna Мириам Пранди, Александр Рамм и Микаэл Самсонов. Далее в совместном с ЦЭАМ проекте «Теория струн» будут представлены, в частности, сочинения Янниса Кириакидеса и Алексея Сысоева, у которого также на закрытии фестиваля – мировая премьера: «Элегические приношения на музыку Йозефа Гайдна».

По словам композитора, его впечатлило прочтение Борисом Андриановым и ансамблем Questa Musica Филиппа Чижевского гайдновских «Семи слов» в версии для виолончели и струнных Владимира Тонха. «Элегические приношения» для четырех виолончелей, трех флейт и струнного оркестра основаны на темах пятого эпизода-сонаты Sitio. «Хронометраж – тридцать три минуты (возраст Христа). Нет ни электроники, ни электронного трека, достаточно привычных для меня, но есть своеобразные пространственные решения», – сказал Алексей Сысоев в комментарии «Музыкальной жизни».

19-30 ноября

Фестиваль «Звуковые пути»

Санкт-Петербург


Один из крупнейших фестивалей новой музыки, придуманный и долгое время руководимый композитором Александром Радвиловичем, отмечает тридцатипятилетие. Второй год фестиваль проводится под художественным руководством скрипача и композитора Артура Зобнина. В 2024-м – при поддержке фонда «Евразия – континент возможностей». В нынешней программе представлены сочинения композиторов из России, стран СНГ и Китая. Центральным событием станет кроссжанровый проект «Сирин выходит из комнаты» (режиссеры – Ирина Криворукова и Иван Заславец), музыку для которого пишут Константин Степанов, Артур Зобнин, Алексей Глазков, Глеб Лукомец и Ярослав Судзиловский. По словам Зобнина, будут использованы и видеопроекции, и VR-технологии, и свет, и средства уличного кукольного театра, и электроника, и исполнительские возможности МолОт-ансамбля. «Идея создания нового легендариума прослеживается и в других программах фестиваля, как, например, в концерте-спектакле о жизни трех композиторов творческого объединения mader nort», – добавил Зобнин в беседе с «Музыкальной жизнью».

Ноябрь 2024 – апрель 2025

«Другое пространство. Continuo»

КЗЧ


Первый среди многих абонементов МГАФ, отданных новой музыке, приходится на крупные памятные даты: столетия Луиджи Ноно и Пьера Булеза, 120-летие Луиджи Даллапикколы, 140-летие Альбана Берга и 150-летие Арнольда Шёнберга. Все пятеро музыкально не чужды друг другу. Некоторые из упомянутых еще и программно связаны в контексте абонемента: за Четырьмя песнями для смешанного хора Шёнберга (на концерте-открытии 21 ноября) следуют Канонические вариации Ноно на серию Шёнберга из «Оды Наполеону Бонапарту». А перед Il canto sospeso Ноно прозвучит «Ноно» Алексея Сысоева – этюд для симфонического оркестра и электроники, и это снова будет мировая премьера, о которой нашему изданию рассказал автор: «Нежность и хрупкость, боль и страсть, зачастую рожденные тяжелыми социально-политическими вопросами, – все это отразилось в знаменитом произведении Ноно Quando stanno morendo. Diario polacco. Оттуда я и позаимствовал музыкальный материал, изменив его до неузнаваемости. Оттуда же пришла и электроника. Очень сложная у Ноно, у меня она приняла вид двадцатиканальной электронной пространственной инсталляции – своего рода невидимого оркестра, отражения живого звучания музыкантов в зале. Оттуда же взят и текст Блока, который я вплел в оркестровую ткань: “И опять, опять снега / Замели следы…”»