Пётр Поспелов, шеф-редактор издательства «Композитор» |
Если даже в эпоху ренессанса и барокко музыкальные партитуры записывали весьма приблизительно, не занося в них деталей инструментовки и орнаментики, то музыка средних веков хорошо если сохранилась в источниках, отдаленно напоминающих нынешние ноты. Чтобы воссоздать ее звучание, необходимо многое знать о музыкальной практике далеких лет. Изучением и воссозданием средневековой музыки во всем мире занимаются музыканты-энтузиасты, которые больше похожи на композиторов – только сочиняющих не современную музыку, а ту, что существовала или не существовала в темные времена человечества. Такие музыканты есть и в России – например, Данил Рябчиков, руководитель ансамбля Labyrinthus и фестиваля Musica mensurata. В программе фестиваля 2019 – песни «покинутой любви» французских сочинителей XIII–XIV веков, шпрухи немецкого мейстерзингера Генриха Фрауэнлоба, также посвященные любовной тематике, и паралитургические кондукты Вальтера Шатильонского. По очереди или вместе с российскими музыкантами под сводами собора выступит дуэт Норберта Роденкирхена из Германии.
В этом сезоне профильные оперные театры взяли паузу по части постановок современных опер – собираются с силами перед сезоном 2020/21, когда выпалят Десятников в «Стасике» и Демуцкий в Большом. Выручает Электротеатр «Станиславского», где будет представлен продукт совместного творчества художественного руководителя театра – режиссера Бориса Юхананова и его музыкального руководителя – композитора Дмитрия Курляндского. Либретто оперы «Октавия. Трепанация» основано на эссе Троцкого о Ленине и приписываемой Сенеке пьесе о Нероне. Премьеру сыграли в Амстердаме на Holland Festival в 2017 году. Российская премьера включена в программу фестиваля современного искусства «Территория».
Продюсер Павел Каплевич сводит вместе поэтов и композиторов. Их творческие союзы создают оперы. «Рабочий и колхозница» – спектакль о любви, ревности и измене, вдохновленный историей создания самой знаменитой советской скульптуры. Оперу сочинили молодой поэт Михаил Чевега – один из самых позитивных и звонких стихотворцев наших дней и опытный композитор Владимир Николаев, свободно владеющий многими музыкальными традициями – от авангарда до рок-музыки. Режиссер – Евгений Кулагин. Дирижер – Филипп Чижевский, лауреат премии «Золотая Маска».
Лев Ганкин, радиоведущий |
Японская пианистка Хироми Уэхара – сторонница предельно экстравертного, экспансивного стиля игры: во время ее виртуозных пассажей от клавиатуры почти зримо разлетаются в сторону искры. Ее музыка, однако, – это далеко не только механическая демонстрация мастерства и технического блеска: свою патентованную артиллерийскую клавишную атаку Хироми умело разбавляет фрагментами, полными мелодической красоты и всамделишного нежного чувства. Возможно, дело – в весьма нетривиальной школе, которую пианистка прошла еще в юности: сначала – серьезная академическая выучка и долгое и плодотворное сотрудничество с Чешским филармоническим оркестром (впервые Хироми вышла с ним на сцену еще в четырнадцать лет), потом – резкая смена ориентиров и занятия в США с классиком джазового фортепиано Ахмадом Джамалом.
В итоге в ее творчестве соединяется лучшее из двух (или более) миров: романтический пианизм пополам со страйдом и регтаймом, гармонии и ритмы прогрессив-рока и чуткое джазовое туше, Рахманинов в джем-сейшене со Скоттом Джоплином и Китом Эмерсоном. Хироми комфортно чувствует себя в принципиально разных контекстах: как в сольном концерте в солидном академическом зале, так и, например, на опен-эйр-фестивале во главе громкой расхристанной джаз-фьюжн-группы. С последней артистка уже не раз гастролировала в Москве – и снискала полностью заслуженные аплодисменты; теперь возвращается в ином качестве (и на другую площадку), с сольной программой, без синтезаторов и прочего электричества. Услышать, из чего состоят композиции Хироми, так будет даже проще.
Ансамбль Ronin под управлением швейцарского пианиста Ника Берча издает свои сочинения на знаковом для истории так называемого третьего течения лейбле ECM. Неудивительно, что мы и тут тоже имеем дело с музыкой, формально располагающейся на стыке джаза и академической традиции. Однако контуры этой комбинации в случае с Ronin весьма нетривиальны.
Так, под академической традицией в данном случае надлежит понимать ее относительно свежую версию: минимализм и постминимализм Стива Райха или Джона Адамса. И дело не только в репетитивности, в медленном, словно бы намеренно заторможенном развитии музыкального материала, но и – шире – в представлении о музыке как процессе, разворачивающемся во времени и никуда при этом не торопящемся. В фундаменте этого представления – скорее восточное, нежели западное ощущение времени, и неудивительно, что название проекта, Ronin, отсылает к японской истории: ронинами называли свободных странствующих самураев.
От джаза же – причем от электрического джаза, если не от фанка – взята ритмическая основа, тугой и неумолимый грув, на который нанизана вся прочая музыкальная ткань. Любопытен инструментальный состав ансамбля: фортепиано Берча, а также бас-гитара, ударные и бас-кларнет. Последний инструмент – настоящая находка для музыки Ronin: в силу тесситуры бас-кларнет способен при необходимости как поддерживать мелодическую линию, так и, наоборот, присоединяться к ритм-секции для придания композициям большей ритмической мощи и густоты.
«Музыкальная жизнь» писала о весеннем сольном выступлении Ника Берча в Москве на фестивале в честь юбилея культурного центра «Дом». Теперь понятно: тот концерт был лишь тизером, аперитивом к главному блюду.
1 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Маттиас Гёрне, Национальный филармонический оркестр России, дирижер Манфред Хонек
Вагнер, Р. Штраус
4 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российский национальный оркестр, Люка Дебарг – фортепиано, Владислав Лаврик – труба, дирижер Михаил Плетнёв
Глазунов, Шостакович, Рахманинов
6 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Оркестр Musica Viva, Дмитрий Синьковский – скрипка, дирижер и солист Александр Рудин (виолончель)
Локателли, Корелли, Вивальди, Лео, Джеминиани
13 октября
МКЗ «Зарядье»
Дюссельдорфский симфонический оркестр, «Персимфанс», Драгос Манца – скрипка
Мендельсон, К. Ф. Э. Бах, Рахманинов
19 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российский национальный оркестр, Константин Лифшиц – фортепиано, дирижер Миша Дамев
Дебюсси, Барток, Лист, Равель
22–27 октября
Рахманиновский зал консерватории
Фестиваль «Московский форум»
22 октября
МКЗ «Зарядье», Малый зал
Александр Гиндин – фортепиано, Никита Борисоглебский – скрипка, Илья Норштейн – скрипка, Ирина Сопова – альт, Борис Андрианов – виолончель
Райхельсон, Шостакович, Вайнберг
22 октября
Аптекарский огород
Константин Лифшиц – фортепиано
Яначек, Мусоргский, Бетховен
23 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Государственная академическая симфоническая капелла России, дирижер Валерий Полянский
Берлиоз. «Ромео и Юлия» (драматическая симфония для солистов, хора и оркестра)
25 октября
Большой зал консерватории
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Александр Рождественский – скрипка, дирижер Владимир Юровский
Мендельсон, Шнитке, Чайковский
25 октября
Филармония‑2
Николай Луганский – фортепиано, Вадим Руденко – фортепиано
Брамс, Лютославский, Равель, Пуленк
28 октября
Аптекарский огород
Роман Минц – скрипка, Максим Рысанов – альт, Кристина Блаумане – виолончель, Варвара Мягкова – фортепиано
Табакова, Бетховен, Брамс
29 октября
Камерный зал филармонии
Наталья Пшеничникова, театр голоса «Ла Гол», Кирилл Широков – орган, синтезатор
Пшеничникова, Невский, Широков
30 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, солисты, дирижер Владимир Юровский
Вагнер. «Золото Рейна» (опера в концертном исполнении)
31 октября
Камерный зал филармонии
Айлен Притчин – скрипка, Юрий Фаворин – фортепиано, Сергей Елецкий – кларнет
Барток, Пуленк, Ковач