Илья Овчинников музыкальный критик, редактор Московской филармонии |
Скрипач и дирижер Томас Цетмайр бывал в России и с Мюнхенским камерным оркестром, и с «Оркестром XVIII века», и с Deutsche Kammerphilharmonie, и во главе собственного квартета. А первым российским коллективом, с которым выступил маэстро, стал Московский камерный оркестр Musica Viva: три года назад Цетмайр исполнил с ним сочинения Моцарта и Мендельсона и теперь возвращается для волнующей дуэли с Александром Рудиным. Под его управлением Цетмайр сыграет Скрипичный концерт Брамса, а затем станет за пульт, чтобы сопровождать оркестр в Виолончельном концерте Дворжака, который исполнит Рудин. Нечасто можно увидеть, как два великолепных музыканта меняются ролями подобным образом, но интересно не только это: Musica Viva не первый год убеждает в том, что и камерным составом можно сыграть сочинения, которые мы привыкли слышать в исполнении большого симфонического оркестра. В программе также «Венгерская рапсодия» Листа и «Вариации на тему испанской Фолии» Сальери.
В то, что ансамблю Questa Musica десять лет, трудно поверить по двум причинам: с одной стороны, и коллектив, и его участники ассоциируются со словом «молодой»; с другой, сегодня кажется, будто Questa Musica присутствовал в московской музыкальной жизни если не всегда, то очень давно. Выступления в Большом зале консерватории и на фестивале «Возвращение», участие в оперном сериале «Сверлийцы» и постановке «Триумф времени и бесчувствия» – незабываемые события с участием коллектива перечислять можно долго. К десятилетию – никакого гала-концерта, никакой помпы: под руководством своего основателя Филиппа Чижевского Questa Musica исполнит четыре произведения вполне камерных масштабов. ХХ век будет представлен «Базельским концертом» Стравинского и редко звучащей Симфонией № 2 Онеггера для струнных и солирующей трубы; XVIII столетие – Скрипичным концертом соль мажор (солист Дмитрий Смирнов) и Симфонией № 70 Гайдна. Эталонная программа – из тех, что в идеале должны звучать хотя бы раз в неделю.
Уже второй сезон зальцбургский оркестр «Моцартеум» возглавляет дирижер и скрипач Риккардо Минази: он играл в Le Concert des Nations у Жорди Саваля и Il Giardino Armonico у Джованни Антонини, позже основал коллектив Il Pomo d’Oro. Сочинения барокко Минази исполняет великолепно, и удивительно ли, что при этом он практически всеяден? Летом под его управлением шли «Искатели жемчуга» Бизе с Доминго и Гарифуллиной, с «Моцартеумом» он исполняет Бетховена, Россини, Малера и Филипа Гласса. Программа американской музыки, представленная им полгода назад, была разминкой перед «Мессой» Бернстайна – сочинением циклопических масштабов, посередине между «Симфонией тысячи участников» Малера и рок-оперой Jesus Christ Superstar Эндрю Ллойд-Уэббера. «Месса» исполняется и записывается крайне редко: нелегко собрать оркестр из клавишных, струнных и ударных, еще один из духовых, перкуссий, двух синтезаторов и нескольких гитар, а также солистов и два хора. 100 лет со дня рождения Бернстайна, 45 лет со дня премьеры сочинения – хороший повод переслушать «Мессу», да и когда представится следующий?
Лариса Барыкина музыкальный критик |
Созданный более 10 лет назад второй симфонический коллектив Свердловской филармонии – УМСО – довольно быстро перерос планку «рассадника кадров». Конечно, его «выпускники» уже пополнили собой российские оркестры, в том числе и в столицах, но и собственная исполнительская карьера УМСО складывается на редкость удачно, и роль его художественного лидера Энхэ (Энхбаатар Баатаржав), как и главного приглашенного дирижера Александра Рудина, здесь трудно переоценить. За эти годы с УМСО поработали Владимир Федосеев и Саулюс Сондецкис, Дмитрий Лисс и Бруно Вайль (Германия), с ним часто играют именитые музыканты. Практика регулярных выступлений (30 концертов в сезон!) дает свои результаты. Год назад Международный молодежный Чайковский-оркестр, созданный на базе «молодежки» в рамках ежегодной Летней оркестровой академии, произвел фурор на берлинском фестивале Young Euro Classic в знаменитом зале Концертхаус. Концерт в Париже его организаторы (агентство «Сарфати») подают как своего рода презентацию: уральская «молодежка» получила несколько приглашений для выступлений в Европе, и ее гастрольная жизнь станет еще интенсивнее. В программе концерта, на который зван «весь Париж», во всяком случае, культурная и дипломатическая общественность, прозвучат Увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки, Серенада для струнного оркестра Чайковского и Второй фортепианный Рахманинова. И лучшего солиста для роли звезды-наставника, выводящего юный оркестр в высший свет, чем Денис Мацуев, конечно, трудно вообразить.
Попытку обзавестись собственным мультижанровым фестивалем предпринимает Екатеринбургский театр оперы и балета. С недавних пор сменивший имя и стиль теперь он именуется коротко – Урал Опера Балет. Фестиваль не мог пройти мимо 200-летия Мариуса Петипа, и его центральным событием назначена мировая премьера балета «Приказ короля». Новая партитура заказана петербургскому композитору Анатолию Королёву, а Вячеслав Самодуров, уже зарекомендовавший себя как хореограф, которого интересует развитие классического танца в XXI веке, сделает очередную попытку восстановить связь времен: созданный Петипа жанр «большого балета» должен обрести новое наполнение и новые смыслы. Программа фестиваля в целом также продолжает линию активного диалога классики с современностью. В дивертисменте «Путешествие на Луну» произойдет встреча старинных фильмов-феерий Жоржа Мельеса и новой музыки в исполнении Петербургского МолОт-ансамбля. В единственной симфонической программе прозвучат созданные специально к фестивалю премьеры сочинений петербургских композиторов Анатолия Королёва и Юрия Красавина. Танцевальную часть феста подхватит выступление израильской труппы Inbal Pinto & Avshalom Pollak Dance Company. В афише нового проекта есть и вполне традиционный ход: спектакли театра с участием российских и зарубежных звезд. Партнером фестиваля выступает Президентский центр Бориса Ельцина, в котором пройдут кинопоказы опер и балетов, а также большая образовательная программа.
Вечер одноактных балетов – или то, что называют в балетных кулуарах «тройчатка» – любимый формат худрука балета Лорана Илера. За полтора года, что он возглавляет балет «Стасика», таких программ в афише театра набралось уже несколько, и балетоманы могут видеть теперь не только хореографию уже знакомых Джорджа Баланчина и Уильяма Форсайта, но также Сержа Лифаря, Пола Тейлора, Жака Гарнье, Марко Гёке, Охада Нахарина. В новой программе – один возобновляемый балет и два новых. Возвращения «Восковых крыльев» Иржи Килиана, тонко интерпретирующих античный миф об Икаре, поклонники ждут с нетерпением. Впервые в Москве появится шедевр Баланчина «Кончерто барокко» (до этого в России ставился лишь в Перми). Созданный на музыку Двойного скрипичного концерта И. С. Баха, этот балет – квинтэссенция баланчинского стиля и метода, спектакль, в котором музыка и хореография слиты неразрывно.
Последний балет «тройчатки» – полная интрига, потому что пока он даже не имеет названия и в афише числится под именем своего создателя – «Кайдановский». У 30-летнего солиста Венского государственного балета Андрея Кайдановского множество международных наград. С балетной труппой Музыкального театра хореограф будет работать уже во второй раз. Их первый совместный опыт, не лишенный парадоксальности танцспектакль «Чай или кофе?», попал в шорт-лист фестиваля «Золотая Маска» сразу в двух номинациях: «лучший спектакль современного танца» и «лучший хореограф».