Алексей Певчев, |
Режиссер Эмир Кустурица и композитор Горан Брегович – неизменно воспринимаются как тандем, чей совместный успех однажды равновелико повлиял на популярность каждого в отдельности. К сожалению, однажды былые соратники крепко поругались, ну или творчески разошлись. Совместных концертов не дают и в Москве выступают с интервалом в несколько дней. Кустурица в очередной раз приедет в составе The No Smoking Orchestra – безумного балкан-фолк-балагана, поднимающего зал на уши одним своим видом. Брегович – бывший участник культовой югославской группы Bijelo Dugme, популярной у себя на родине не меньше чем The Rolling Stones, а ныне создатель ярких концептуальных музыкальных полотен, приедет с материалом своего последнего альбома «Три письма из Сараево». Настроения отрывного балканского рок-н-ролла и пронзительного скрипичного концерта, безусловно, разнятся, но кроме общего прошлого Кустурицу и Бреговича сплачивает пронзительная любовь к Югославии – «стране, которой больше нет на карте». Любовь, которой пронизано все их творчество.
Кто такой Стинг – объяснять давно не надо. Его выступления, будь они приурочены к туру в поддержку альбома или состоят из песен его группы The Police, – события долгожданные и всегда яркие. На этот раз Стинг приезжает в компании менее известного у нас музыканта Шегги. Не так давно свет увидел альбом «44/876». Цифры в названии соответствуют телефонным кодам Британии (родины Стинга) и Ямайки (места рождения Шегги). «44/876» – результат совместного сотрудничества – теплый, красивый и очень позитивный. Еще в составе The Police Стинг предложил миру свой вариант «белого рэгги», но после распада группы обращался к этому жанру не так часто. Сейчас пришло время услышать «Don’t Make Me Wait» – главный хит с нового альбома, но те же, кому вынь да положь «стинговскую» классику, тоже будут довольны. Без «Every Breath You Take», «Englishman In New York» точно не обойдется.
Голландскую группу Kayak у нас знают не очень хорошо – и это немного обидно. За 46 лет карьеры команда выпускала альбомы, оказавшие влияние на огромное количество музыкантов, разбегалась и собиралась вновь. Несмотря на то, что ее неизменно ставят в один ряд с такими грандами, как группа Yes, бессменный лидер Тон Схерпензел всегда не прочь поэкспериментировать с самыми разными жанрами. Например, пишет мюзиклы, а с недавних пор даже вдохновляется атмосферой сериала «Игры престолов». Укомплектовав команду новыми профессионалами, он представил миру новый Kayak и альбом «Seventeen». Следующий в общем фарватере европейской музыки Kayak хотя и придерживается традиций, но ни в коем случае не пренебрегает голландскими музыкальными традициями – изысканными формами и узнаваемой легкостью.
«Аквариум» всегда непредсказуем. Лидер группы Борис Гребенщиков в этом году отпразднует 65-летие, и потому юбилейный тур, названный «Двери травы», и вольный сет-лист концерта могут содержать массу сюрпризов. Не так давно концерт «Аквариума» в Зеленограде длился около четырех часов и включал в себя массу раритетов и новых вещей. После этого прогнозировать что-либо очень сложно, но если вы любите «Аквариум», скучать не придется.
Евгения Кривицкая, |
Российская премьера «Фрау Шиндлер», оперы современного американского композитора Томаса Морса, обращена к трагическим страницам Второй мировой войны. Многим знаком фильм «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, посвященный истории немецкого бизнесмена и члена НСДАП Оскара Шиндлера, спасшего жизни более тысячи польских евреев. Томас Морс написал оперу, где этот сюжет рассказан сквозь призму восприятия Эмили Шиндлер. В опере много лирических сцен: музыка, опирающаяся на вагнеровские традиции, удивительно красива и чувственна. Режиссер Владимир Алеников («Приключения Петрова и Васечкина», «Биндюжник и Король» и др.) написал на своей странице в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ): «Ставлю эту удивительную оперу в знаменитом театре Станиславского и Немировича-Данченко. Опера помимо всего прочего восстанавливает историческую справедливость – рассказывает о важной роли, которую сыграла в потрясающей истории спасения евреев жена Оскара Шиндлера – Эмили, почти выпавшая из великого фильма Спилберга». В постановочной команде также художник Семён Пастух и хореограф Егор Дружинин. Музыкальный руководитель – Тимур Зангиев.
Вновь грядет нашествие на Москву пермского грека Теодора Курентзиса. Столичные фанаты уже свыклись с любимым форматом маэстро – ночными концертами. 24 ноября начало заявлено в 21.00 – не так уж поздно. А учитывая, что предполагается, судя по афише, только Симфония № 4 Малера, идущая примерно один час, то успеть до закрытия метро – шансов много.
Четвертую симфонию Курентзис презентовал на Дягилевском фестивале в нынешнем июне вместе с избранными песнями из цикла «Волшебный рог мальчика». Связь между двумя сочинениями очевидна: в финале симфонии звучит песня «Райское житие» (в сборнике «Волшебный рог» песня называется «Небо полно скрипок»).
Слышали ее и в Москве: 26 июня, проездом в Европу, musicAeterna повторила эту программу в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Теперь Симфонию № 4 Малера сыграют для публики Московской консерватории: интересно сравнить, что изменилось за эти полгода в интерпретации маэстро.
Одна из самых популярных классических опер – «Севильский цирюльник» – возвращается в афишу Большого театра. Впервые эту жемчужину в жанре комической оперы в Большом поставили еще в 1913 году, причем Розину пела Антонина Нежданова, а Базилио, восхваляющего силу клеветы, – Федор Шаляпин. Шли годы, опера про ловкача-брадобрея Фигаро, помогшего графу Альмавиве жениться на прелестной Розине, постоянно украшала репертуар главной сцены.
Новую версию готовит режиссер Евгений Писарев, чувствующий особый вкус к опере-буффа. «Итальянка в Алжире» Россини в Музыкальном театре Станиславского, «Свадьба Фигаро» Моцарта – в Большом театре. Теперь – еще одна история про Фигаро. За пульт оркестра встанет маэстро Пьер Джорджо Моранди, дирижер с огромным опытом и любовью к итальянской опере. Он больше востребован в вердиевско-пуччиниевском репертуаре, но в прошлом году ему довелось дирижировать «Севильского цирюльника» в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине.