события осени Анонсы

события осени

Эмир Кустурица и The No Smoking Orchestra, Горан Брегович, Стинг и Шегги, Аквариум, Kayak, «Фрау Шиндлер», Теодор Курентзис и musicAeterna, «Севильский цирюльник»

Алексей Певчев,
независимый музыкальный обозреватель


4 ноября
Московский международный Дом музыки
Эмир Кустурица и The No Smoking Orchestra

13 ноября
Московский международный Дом музыки
Горан Брегович
«Три письма из Сараево»

Режиссер Эмир Кустурица и композитор Горан Брегович – неизменно воспринимаются как тандем, чей совместный успех однажды равновелико повлиял на популярность каждого в отдельности. К сожалению, однажды былые соратники крепко поругались, ну или творчески разошлись. Совместных концертов не дают и в Москве выступают с интервалом в несколько дней. Кустурица в очередной раз приедет в составе The No Smoking Orchestra – безумного балкан-фолк-балагана, поднимающего зал на уши одним своим видом. Брегович – бывший участник культовой югославской группы Bijelo Dugme, популярной у себя на родине не меньше чем The Rolling Stones, а ныне создатель ярких концептуальных музыкальных полотен, приедет с материалом своего последнего альбома «Три письма из Сараево». Настроения отрывного балканского рок-н-ролла и пронзительного скрипичного концерта, безусловно, разнятся, но кроме общего прошлого Кустурицу и Бреговича сплачивает пронзительная любовь к Югославии – «стране, которой больше нет на карте». Любовь, которой пронизано все их творчество.

11 ноября
СК «Олимпийский»
Стинг и Шегги

Кто такой Стинг – объяснять давно не надо. Его выступления, будь они приурочены к туру в поддержку альбома или состоят из песен его группы The Police, – события долгожданные и всегда яркие. На этот раз Стинг приезжает в компании менее известного у нас музыканта Шегги. Не так давно свет увидел альбом «44/876». Цифры в названии соответствуют телефонным кодам Британии (родины Стинга) и Ямайки (места рождения Шегги). «44/876» – результат совместного сотрудничества – теплый, красивый и очень позитивный. Еще в составе The Police Стинг предложил миру свой вариант «белого рэгги», но после распада группы обращался к этому жанру не так часто. Сейчас пришло время услышать «Don’t Make Me Wait» – главный хит с нового альбома, но те же, кому вынь да положь «стинговскую» классику, тоже будут довольны. Без «Every Breath You Take», «Englishman In New York» точно не обойдется.

12 декабря
Центральный Дом художника
Kayak

Голландскую группу Kayak у нас знают не очень хорошо – и это немного обидно. За 46 лет карьеры команда выпускала альбомы, оказавшие влияние на огромное количество музыкантов, разбегалась и собиралась вновь. Несмотря на то, что ее неизменно ставят в один ряд с такими грандами, как группа Yes, бессменный лидер Тон Схерпензел всегда не прочь поэкспериментировать с самыми разными жанрами. Например, пишет мюзиклы, а с недавних пор даже вдохновляется атмосферой сериала «Игры престолов». Укомплектовав команду новыми профессионалами, он представил миру новый Kayak и альбом «Seventeen». Следующий в общем фарватере европейской музыки Kayak хотя и придерживается традиций, но ни в коем случае не пренебрегает голландскими музыкальными традициями – изысканными формами и узнаваемой легкостью.

2 декабря
Crocus City Hall
«Аквариум», программа «Двери травы»

«Аквариум» всегда непредсказуем. Лидер группы Борис Гребенщиков в этом году отпразднует 65-летие, и потому юбилейный тур, названный «Двери травы», и вольный сет-лист концерта могут содержать массу сюрпризов. Не так давно концерт «Аквариума» в Зеленограде длился около четырех часов и включал в себя массу раритетов и новых вещей. После этого прогнозировать что-либо очень сложно, но если вы любите «Аквариум», скучать не придется.

 

Евгения Кривицкая,
главный редактор журнала «Музыкальная жизнь»

14 и 16 ноября
Московский академический музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко
«Фрау Шиндлер»

Российская премьера «Фрау Шиндлер», оперы современного американского композитора Томаса Морса, обращена к трагическим страницам Второй мировой войны. Многим знаком фильм «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, посвященный истории немецкого бизнесмена и члена НСДАП Оскара Шиндлера, спасшего жизни более тысячи польских евреев. Томас Морс написал оперу, где этот сюжет рассказан сквозь призму восприятия Эмили Шиндлер. В опере много лирических сцен: музыка, опирающаяся на вагнеровские традиции, удивительно красива и чувственна. Режиссер Владимир Алеников («Приключения Петрова и Васечкина», «Биндюжник и Король» и др.) написал на своей странице в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ): «Ставлю эту удивительную оперу в знаменитом театре Станиславского и Немировича-Данченко. Опера помимо всего прочего восстанавливает историческую справедливость – рассказывает о важной роли, которую сыграла в потрясающей истории спасения евреев жена Оскара Шиндлера – Эмили, почти выпавшая из великого фильма Спилберга». В постановочной команде также художник Семён Пастух и хореограф Егор Дружинин. Музыкальный руководитель – Тимур Зангиев.

24 ноября
Большой зал Московской консерватории
Теодор Курентзис и musicAeterna

Вновь грядет нашествие на Москву пермского грека Теодора Курентзиса. Столичные фанаты уже свыклись с любимым форматом маэстро – ночными концертами. 24 ноября начало заявлено в 21.00 – не так уж поздно. А учитывая, что предполагается, судя по афише, только Симфония № 4 Малера, идущая примерно один час, то успеть до закрытия метро – шансов много.

Четвертую симфонию Курентзис презентовал на Дягилевском фестивале в нынешнем июне вместе с избранными песнями из цикла «Волшебный рог мальчика». Связь между двумя сочинениями очевидна: в финале симфонии звучит песня «Райское житие» (в сборнике «Волшебный рог» песня называется «Небо полно скрипок»).

Слышали ее и в Москве: 26 июня, проездом в Европу, musicAeterna повторила эту программу в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Теперь Симфонию № 4 Малера сыграют для публики Московской консерватории: интересно сравнить, что изменилось за эти полгода в интерпретации маэстро.

3, 4, 6, 7, 8 ноября
Большой театр, Новая сцена
«Севильский цирюльник» Россини

Одна из самых популярных классических опер – «Севильский цирюльник» – возвращается в афишу Большого театра. Впервые эту жемчужину в жанре комической оперы в Большом поставили еще в 1913 году, причем Розину пела Антонина Нежданова, а Базилио, восхваляющего силу клеветы, – Федор Шаляпин. Шли годы, опера про ловкача-брадобрея Фигаро, помогшего графу Альмавиве жениться на прелестной Розине, постоянно украшала репертуар главной сцены.

Новую версию готовит режиссер Евгений Писарев, чувствующий особый вкус к опере-буффа. «Итальянка в Алжире» Россини в Музыкальном театре Станиславского, «Свадьба Фигаро» Моцарта – в Большом театре. Теперь – еще одна история про Фигаро. За пульт оркестра встанет маэстро Пьер Джорджо Моранди, дирижер с огромным опытом и любовью к итальянской опере. Он больше востребован в вердиевско-пуччиниевском репертуаре, но в прошлом году ему довелось дирижировать «Севильского цирюльника» в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине.