Сергей Ходнев, музыкальный и театральный критик, заведующий отделом культуры газеты «Коммерсантъ» |
Лучезарное сопрано Юлии Лежневой московская публика последние годы чаще всего слышит в барочном репертуаре – вот и буквально только что, 31 августа, она пела на фестивале «Barocco Nights» Генделя и Вивальди. Но на Большом фестивале РНО певица обращается к опере бельканто, к той музыке, которая, с одной стороны, и фестивалю совсем не чужая (вспомним блестящие концертные исполнения россиниевских опер), и для нее самой по-особому важна: восемь лет тому назад именно сольный альбом с ариями Россини, по сути, дал старт ее общемировым успехам. В программе – Россини редкий, не буффонный, а «серьезный»: арии из «Магомета II», «Девы озера», «Зельмиры». А в качестве дополнений – «Laudamus te» из моцартовской Мессы до минор и вокальный раритет от Мендельсона: концертная ария «Infelice!» на текст Пьетро Метастазио.
История «Похождений повесы» на московских сценах обескураживающе скромна – хотя, казалось бы, зрителя заведомо есть чем привлечь: кого-то – изысканным музыкальным языком с реверансами опере XVIII века (которая сегодня для публики уже куда меньшая диковина, чем в 1951 году), кого-то – отсылками к Хогарту и стилизованной нравоучительностью. В спектакле Саймона Макбёрни, кстати сказать, переклички с изобразительным искусством на свой лад сохранены: герои обитают в белоснежном павильоне из бумаги, на стены которого поначалу проецируется буколическая пейзажная живопись XVIII века. А потом, после того как, прорвав бумагу, в обитель Тома Рейкуэлла и его возлюбленной Энн Трулав является со своими соблазнами инфернальный Ник Шэдоу, на плоскостях множатся все более броские, яркие, клиповые образы. Постановка Макбёрни уже шла на фестивале в Экс-ан-Провансе и в Нидерландской опере, но дополнительный бонус ее московской адаптации – приглашение на роль Тома молодой звезды международного калибра, тенора Богдана Волкова.
Еще два года назад режиссер и художник Клеман Кожитор (свежий лауреат премии Марселя Дюшана – французского аналога английской Тёрнеровской премии) выпустил нашумевшую короткометражку, в которой под бессмертный «Танец дикарей» из «Галантных Индий» отрывались чернокожие адепты уличного танца «крамп». Теперь Кожитор выпускает в «Бастилии» полновесную версию оперы-балета, где дирижировать будет Леонардо Гарсиа Аларкон – маэстро из разряда самых интересных и самых смелых персон в цеху специалистов по старинной музыке. Но насколько галантно сработает в масштабе большого спектакля взрывное сочетание музыки Рамо, аутентичного оркестра (Аларкон участвует в постановке вместе со своей Cappella Mediterranea) и певцов соответствующего профиля с хип-хоповыми танцами черных гетто – заранее не предскажешь.
«Садко» (Н.А. Римский-Корсаков)
Большой театр.Историческая сцена
14 февраля
«Дидона и Эней» (Г. Пёрселл)
Большой театр. Новая сцена
5 декабря
«Пеллеас и Мелизанда» (К. Дебюсси)
Мариинский театр. Концертный зал
24 и 28 октября
«Октавия. Трепанация» (Д. Курляндский)
Электротеатр Станиславский
17, 18, 19 октября
Джон Элиот Гардинер. Хор Монтеверди. English Baroque Soloists
МКЗ «Зарядье»
26 сентября
Соня Йончева
Концертный зал имени П. И. Чайковского
13 ноября
Семен Бычков. Чешский филармонический оркестр
МКЗ «Зарядье»
21 мая
Франсуа Ксавье Рот. Les Siècles
МКЗ «Зарядье»
21 декабря
Йен Бостридж. Ларс Фогт
МКЗ «Зарядье»
16 декабря
Иван Фишер. Будапештский фестивальный оркестр
МКЗ «Зарядье»
20 июня
DanceInversion. Нидерландский театр танца
Большой театр. Новая сцена
23–25 октября