Петр Поспелов, шеф-редактор издательства «Композитор» |
4, 5 января
Кафедральный собор святых Петра и Павла
6 января
Филармония-2
Госоркестр имени Е. Ф. Светланова. Дирижер Владимир Юровский
В первые дни нового года в Москве прозвучит одно из самых светлых и радостных произведений, созданных за всю историю музыки – Рождественская оратория И. С. Баха. Она состоит из шести кантат, которые в совокупности обнимают первые дни жизни Иисуса – от рождения до поклонения волхвов. Повествование Евангелиста, поющего новозаветные стихи из Луки и Матфея, чередуется с торжественными хорами, проникновенными ариями и сдержанными хоралами. Дирижер Владимир Юровский, чьи музыкальные интересы простираются из глубины веков до сегодняшнего дня, любит и умеет исполнять Рождественскую ораторию: он делал это с разными оркестрами – и в России, и в Европе. Теперь он проведет шедевр Баха с Госоркестром имени Светланова. Казалось, это далеко не тот коллектив, который специализируется на музыке барокко, но удачный опыт уже был – Юровский и его подопечные играли «Королеву фей» Генри Пёрселла. Напротив, вокальный ансамбль Intrada как будто создан для музыки барокко, а солистка-сопрано Юлия Лежнева и просто входит в число самых лучших барочных певиц мира. Не ударят в грязь лицом и ее коллеги – меццо-сопрано Верена Уземан, тенор Бенедикт Кристьянссон, бас Станислав Швец. В соборе Петра и Павла ораторию решили поделить пополам и спеть в два вечера. А вот в Филармонии-2 она прозвучит за один вечер вся целиком.
17 января – 2 февраля
Театр «Новая Опера»
Крещенский фестиваль
Традиционный январский фестиваль, проходящий в театре, как всегда, включит в афишу не только репертуарные спектакли, но и концертные исполнения малоизвестных опер. В этом году таких две. Одна из них – забытая опера Джузеппе Верди «Стиффелио», которую он сочинил в 1850 тоду, подступаясь к таким шедеврам, как «Риголетто», «Травиата» и «Трубадур». В этой опере со сцены излагается евангельский эпизод, из-за чего у оперы были проблемы с цензурой. По сюжету оперы пастор, которому изменила жена, великодушно прощает ее, напоминая о том, как Иисус заступился перед толпой за грешницу. Дирижировать исполнением «Стиффелио» намерен Александр Самоилэ – опытный молдавский музыкант, с этого сезона согласившийся стать главным дирижером театра (до сих пор это место было вакантным, а Ян Латам-Кёниг занимал должность главного приглашенного дирижера, в которой он и остается). Одним из персонажей другой оперы, которая прозвучит в фестивальном концерте, будет сэр Джон Фальстаф – но это не знаменитый «Фальстаф» Верди, а написанная на тот же шекспировский сюжет комическая опера «Виндзорские проказницы». Ее автор – немецкий композитор Отто Николаи, ставший также основателем Венского филармонического оркестра. «Виндзорские проказницы» в свое время были популярной оперой, теперь ее сможем оценить и мы. За дирижерским пультом – Феликс Коробов.
Лев Ганкин, музыкальный журналист и радиоведущий |
10 января
МКЗ «Зарядье»
Рождественский вертеп Павла Карманова
Проект композитора Павла Карманова «Рождественский вертеп» – предприятие во многих отношениях уникальное. В его основе – святочная драма «Смерть царя Ирода», задуманная и осуществленная фольклорным ансамблем «Сирин». Вокруг вошедших в нее народных песен Карманов виртуозно разместил собственную оригинальную музыку, опирающуюся одновременно как на русскую классическую традицию, так и, например, на космополитический минимализм второй половины XX века. К исполнению этой музыки привлекли «Персимфанс», то есть «первый симфонический ансамбль» под управлением Петра Айду, продолжающий традиции русского авангарда 1920-х – но не только его. В долю охотно вошли и авант-рок-группа «Вежливый отказ», в которой Карманов долгие годы числился клавишником, и представительная «фольклорная бригада» (в частности, два Сергея – Старостин и Клевенский), и, например, выдающийся валторнист Аркадий Шилклопер, обладатель прежде всего джазового бэкграунда. Сам факт продолжающегося сотрудничества, сотворчества исполнителей со столь разным анамнезом не охарактеризуешь иначе как рождественское чудо – таким образом, форма в случае с «Рождественским вертепом» оказывается полностью адекватной содержанию.
Решен проект в виде своеобразного праздничного гезамткунстверка: это не то концертный спектакль, не то театрализованный концерт, и, в целом, не поймешь, что тут важнее – сюжет, актерская игра, звуковой или видеоряд. При этом от академического концертного ритуала, с последовательностью номеров, исполнение которых перемежается аплодисментами и поклонами, Карманов намеренно дистанцируется – участникам постановки он кажется набившим оскомину. Скорее, происходящее заставляет вспомнить мистериальные традиции – в том числе благодаря тому, как тонко в «Вертепе» найден баланс между духовным содержанием и светской «шоу-программой». По сравнению с прошлогодним прогоном в том же «Зарядье», в этот раз обещают новую постановку и сценографию.
25 января
Клуб «Известия-Холл»
Джейкоб Бэнкс
Честно говоря, за душой у англичанина нигерийского происхождения Джейкоба Бэнкса по состоянию на сегодняшний день обнаруживается немногое, помимо данного ему природой голоса. В 2012-м Бэнкс впервые попал на радары скаутов BBC, отслеживающих юные британские таланты, затем выпустил несколько короткометражек-EP, появился в треках ряда сходно мыслящих артистов, а к 2018-му дозрел и до полноформатного дебютного альбома «Village», который, однако, пролетел мимо хит-парадов. Словом, эта история вряд ли заслуживала бы нашего внимания, но придется вернуться к тому, с чего начинали, – к голосу.
В нем – редкое сочетание мощи и глубины: это тот самый тип неотразимого «черного» вокала, который полувеком ранее лег в основу классического соула. Чаще всего Бэнкс использует его для проникновенных неторопливых R&B-баллад – заголовок одной из них, «Slow Up», пожалуй, мог бы стать девизом исполнителя. Впрочем, бывает, что музыкант не чурается ни драйва, ни страсти – трек «Unholy War», например, звучит как своеобразный апдейт легендарной «I Put a Spell on You» Скримин Джея Хокинса для 2010-х годов. В целом, есть ощущение, что Бэнксу просто остается «прокачать» репертуар и научиться избегать поп-клише – и тогда рядом с нами может вырасти артист уровня, скажем, Бенжамина Клементина.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР С ИЛЬЕЙ ОВЧИННИКОВЫМ
4 января
Большой зал консерватории
Джойс ДиДонато (меццо-сопрано)
8, 10, 12, 14 января
Малый зал консерватории
XXIII Фестиваль камерной музыки «Возвращение»
11 января
МКЗ «Зарядье»
Musica Viva, Сергей Полтавский – альт, Варвара Котова – вокал, Наталья Романенко – вокал
Ахунов, Маноцков
18 января
МКЗ «Зарядье»
РНО, Иван Почекин – скрипка, дирижер Валентин Урюпин
Шостакович
19 января
Концертный зал имени П. И. Чайковского
ГАСО имени Е. Ф. Светланова, вокальный ансамбль Intrada, солисты, дирижер Василий Синайский
Чайковский. «Евгений Онегин»
21 января
Аптекарский огород
Струнный квартет «Атриум»
Бетховен, Нурымов, Бодров (мировая премьера)
22 января
Камерный зал Московской филармонии
Елизавета Миллер – фортепиано, Станислав Малышев – скрипка, Ольга Калинова – виолончель
Брамс, Вайнберг
23 января
Малый зал консерватории
Айлен Притчин – скрипка, Соленн Пайдасси – скрипка
23, 25 января
Филармония-2, БЗК
ГАСО имени Е. Ф. Светланова, Неманья Радулович – скрипка, дирижер Андрей Борейко
Лядов, Чайковский, Хачатурян, Стравинский
24 января
МКЗ «Зарядье»
Солисты Нижнего Новгорода, дирижер и солист Максим Емельянычев
Гайдн, Моцарт, Карманов
24, 25 января
Филармония-2
РНО, дирижер и солист Михаил Плетнёв
Бах, Моцарт
25 января
Аптекарский огород
Ruisi Quartet
Бетховен, Пёрселл, Мендельсон, Вулрич
26 января
Концертный зал имени П. И. Чайковского
РНМСО, Николай Луганский – фортепиано
Моцарт
27 января
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Марк-Андре Амлен – фортепиано
Скрябин, Прокофьев, Шуберт
27 января
МКЗ «Зарядье»
Collegium 1704, солисты, дирижер Вацлав Лукс
Рамо. «Бореады»
28 января
Камерный зал Московской филармонии
Иван Бушуев – флейта, Наталия Черкасова – фортепиано
Хубеев, Вайнберг, Арнольд, Харви, Пярт, Онеггер, Горлинский
30 января
Большой зал консерватории
Оркестр musicAeterna, дирижер Теодор Курентзис
Бетховен
31 января
Филармония-2
МГАСО, Айлен Притчин – скрипка, Андрей Гугнин – фортепиано, дирижер Антон Шабуров
Бернстайн, Гершвин, Корнгольд