События января Анонсы

События января

Юлия Чечикова,
музыкальный журналист

6 января – 1 марта
I Международный музыкальный фестиваль А.Н. Скрябина: 150 лет со дня рождения
Москва

Одному из главных композиторов-­юбиляров 2022 года – Александру Скрябину – посвящен новый масштабный фестиваль, событиями которого будут охвачены все основные академические площадки Москвы. Программа выстроена так, чтобы представить как можно шире творчество, пожалуй, самого загадочного музыканта рубежа XIX–XX веков. Символистское по духу, наполненное космическим мироощущением, идеями Нового Мира и Нового человека, оно стало связующим звеном между наследием прошлого и полным перспектив будущим.

Художественным руководителем фестиваля выступает заслуженный артист России пианист Борис Березовский, которому удалось привлечь к этой инициативе более полусотни единомышленников – ведущих мировых и российских коллективов, сольных исполнителей, а также артистов театра и кино, мастеров художественного слова. Среди участников – Марк-­Андре Амлен (Канада), Люка Дебарг (Франция), Валерий Гергиев вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра, представители российской фортепианной школы – Дмитрий Маслеев, Юрий Фаворин, Андрей Коробейников и другие.

Двадцать два концерта камерной и симфонической музыки пройдут в течение двух месяцев. 6 января в Московской филармонии состоится торжественное открытие фестиваля.

22 января
«Мама, я меломан»
Концертный зал имени П. И. Чайковского

В просветительском проекте Московской филармонии «Мама, я меломан» дебютирует Владимир Юровский, с сезона 2021/2022 – почетный дирижер ГАСО России имени Е. Ф. Светланова. В ночном концерте (начало в 23.00!) он представит программу, посвященную эстетике 1920-х годов – важного периода в истории мировой музыкальной культуры, который Юровский связывает с мощнейшим рывком вперед. Созданные в то время сочинения, по его мнению, остаются источником вдохновения для современных композиторов.

Сюиту из балета-­пантомимы «Чудесный мандарин» Бартока трудно отнести к «хитам» – она появляется не столь часто в симфонических программах, но для Юровского не является новинкой: он исполнял ее как минимум два раза – в 2011 и 2016 годах – вместе с Лондонским филармоническим оркестром. Полуночные гости филармонии получат шанс не только услышать одно из самых трагичных и экспрессивных произведений Бартока, но и узнать о том, что сам дирижер думает об этом образце проявления экспрессионистской эстетики в музыке. Как в старые добрые времена, Юровский возьмет в руки микрофон и поделится с публикой своими размышлениями – расскажет о мистической истории, послужившей основой для балета, о том, какими средствами Барток создает музыкальные портреты героев и почему в этом произведении отсутствует связь с венгерской народной музыкой.

Следующая пьеса – Pacific 231 Онеггера – напротив, довольно популярна. Сохранив стандартный состав оркестра, композитор мастерски воссоздает с его помощью нечеловеческие механические звуки, которые у людей 1920-х годов прошлого века вызывали ассоциации с достижениями технического прогресса. Без Pacific 231 трудно представить возникновение «Завода» Александра Мосолова – сочинения, пропитанного индустриальным колоритом, или одноактной танцевальной феерии «Стальной скок» Сергея Прокофьева. Музыкой последнего, к слову, завершится концерт: Госоркестр исполнит симфоническую сюиту из оперы «Любовь к трем апельсинам». Не лишним будет отметить, что все три пьесы Юровский никогда прежде не играл с московским коллективом.

Ая Макарова,
музыкальный критик

20 января
Анна Прохазка, Флориан Бёш,
ансамбль Il Pomo d’Oro
концертный зал «Зарядье»

Концерт, программа которого заявлена очень примерно, может показаться странным выбором в качестве главного события января. Однако состав исполнителей позволяет нахально сказать, что довольно и того, что сообщает сайт: один из Бахов плюс Букстехуде (надо думать, композитор Дитрих, а не немецкий город).

Нет, это не певцы, которых, как часто говорят, будет приятно слушать, даже если они станут петь телефонную книгу – если под телефонной книгой мы разумеем образцовую бессмыслицу. И Анна Прохазка, и Флориан Бёш входят в число (если не возглавляют список) самых вдумчивых певцов своего поколения.

Анна Прохазка – из семьи музыкально-­театральной. Возможно, поэтому в любой музыке она находит театральную грань, а в театре всегда, прежде всего, следует за музыкой.

Мастер немецкой романтической песни, тончайший камерный певец Флориан Бёш обладает способностью слышать – и позволять другим услышать – любую музыку как современную, «сейчасошнюю». В его интерпретациях Шуберта и Малера сквозит ветер мировых вой­н, дышит кризис рубежа не XIX и XX, а XX и XXI веков. В опере же Бёш – вполне режиссерский оперный артист, способный на сцене удивлять и поражать театральностью.

Франческо Корти тоже молод и тоже многогранен: органист, клавесинист, дирижер; его выбор репертуара у´же, чем у солистов, но и последовательнее: свои силы он сосредотачивает на барокко. С Il Pomo d’Oro Корти работает не впервые, вокальной музыки не боится.

Главная интрига концерта – баланс личного понимания музыки, яркого и нетривиального у всех троих, и командной работы, в которой все трое – несомненные виртуозы.

Влад Микеев,
сооснователь музыкального паблика «Радио Тигр»

22 января
«Астана»
Клуб Powerhouse

За лаконичным названием скрываются музыкант Андриеш Гандрабур и вокалистка Полина Каспарс. Несмотря на то, что первые выступления «Астаны» состоялись еще пять лет назад, их безымянный дебютный альбом увидит свет в начале 2022 года. Лонгплей, состоящий из мелодичной и местами мрачной электроники, можно разделить на две условные части. Первая была записана во время романа музыкантов, а вторая уже после их расставания. Как говорит Андриеш, во время записи альбома он использовал всевозможные звуковые технологии и инструменты: сэмплы радиошумов, всевозможные field recordings из своей огромной коллекции и даже звук настоящего органа.

В Powerhouse «Астана» выступит в расширенном составе. Полный список музыкантов держится в секрете. Обещают загадочную психоделическую атмосферу и настоящую магию живого выступления, усиленную гипнотическим вокалом Полины.

29 января
TIHOTIHO
Клуб Powerhouse

В том же клубе состоится полноценное выступление краснодарской «смарт-поп»-группы TIHOTIHO. На сольном концерте группа презентует новый EP «Персонаж», а также сыграет треки из предыдущего альбома «Калейдо». В прошлом году завсегдатаи особняка на Гончарной весьма положительно оценили выступление ребят на шоукейсе Афиши Daily.

TIHOTIHO – это музыкальные откровения на стыке андерграунда и поп-звучания. Мелодичный соул здесь сочетается с космическими синтами и вкраплениями хип-хопа, а глубокая рефлексия граничит с танцем и жизнелюбием.

События декабря Анонсы

События декабря

О Декабрьских вечерах, премьере оперы-сказки Сергея Баневича и фестивале «Площадь искусств»

События ноября Анонсы

События ноября

Фестиваль «Пять вечеров», новое сочинение «Ноно» Алексея Сысоева и балетные премьеры в МАМТ

События октября Анонсы

События октября

Фестиваль искусств «Хворостовский», возвращение оперы Джона Адамса и выставка в центре «Зотов»

События сентября Анонсы

События сентября

Грандиозная оратория А. Шёнберга, программа советских редкостей и концерт, посвященный А. Кацу