События
Ван Чэньсюй уверенно удерживает позицию одного из самых перспективных китайских композиторов нового поколения. Он стал самым молодым автором, получившим «Золотой колокол» – высшую музыкальную награду своей страны. Его сочинения звучали на ведущих концертных площадках и Центральном телевидении Китая (CCTV) и отмечены многими крупными СМИ. Образование композитор получил двойное – сначала в Центральной Пекинской консерватории, а затем в Московской, где учился у Юрия Каспарова, поэтому в музыке Ван Чэньсюя соединяются традиции китайской культуры и русской школы.
20 октября в Доме композиторов Ван Чэньсюй представил авторский вечер, полностью состоявший из премьер. Семь больших камерных сочинений, созданных с 2023 по 2025 год, исполнил ансамбль солистов «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова. Ван Чэньсюй использует много современных техник, среди которых атональность и сонористика. Его музыка покоряет продуманной инструментовкой, неожиданными сочетаниями тембров и нестандартными приемами игры: порой стоит закрыть глаза, и угадать звучащий инструмент становится сложно.
Тембровый эксперимент Ван Чэньсюй проводит в пьесе «Парк Пекинской оперы летом». Отказавшись от ударных инструментов, композитор имитирует звук традиционных ритмов пекинской оперы («цян» и «тай») на струнных и духовых (с помощью щипковых и стучащих приемов). Добавить к этому ритмы джаза и хип-хопа – и получается эклектичная, почти карнавальная зарисовка шумного городского парка. Иной образ – тихий, созерцательный, молитвенный – создается в пьесе «Снежные горы весенней ночью», где флажолеты контрабаса и высокие звуки кларнета передают «ощущение ледяного кристалла на вершине гор». Красивыми пространственными эффектами запомнилась сюита «Восемь зарисовок Шелкового пути», созданная композитором под впечатлением от посещения Эрмитажа. Восемь зарисовок – восемь воображаемых остановок на торговом маршруте. Рассредоточенное по разным концам сцены звучание ударных в финале напоминало тиканье часов – неутомимый бег времени. Разумно и уместно использовались элементы перформанса: в завершающих тактах сюиты две скрипачки (Екатерина Фомицкая и Варвара Косова) покинули сцену, спустившись в зал с разных сторон.

Пожалуй, самым ярким сочинением концерта стала сюита «Орфей» – новый взгляд на бессмертный древнегреческий миф. Музыка не пересказывает сюжет буквально, но следует его основным моментам: первая часть посвящена богине любви Афродите, вторая рисует образ главного героя, осмелившегося спуститься в загробный мир, в третьей происходит кульминация трагедии, а в четвертой прославляется сила искусства. В третьей части среди сонорных звучностей все же появляется классическая тональность. Это не случайно: названный «Прощание у Фракийской реки», этот эпизод несет в себе остроумную отсылку к опере Кристофа Виллибальда Глюка. Его «Орфей» завершается знаменитой арией «Потерял я Эвридику» – просветленной музыкой, несмотря на горечь утраты написанной в до мажоре. В той же тональности заканчивается и третья часть сюиты Ван Чэньсюя – лирическая песнь любви, озаренная надеждой. По мнению Юрия Каспарова, цикл мог бы закончиться и здесь, но именно заключительная часть «Лира, взмывающая в небо» дает ему торжественное завершение: это радостный гимн, восхваляющий искусство. Сюиту объединяют вдохновенные каденции скрипки (их исполнила Варвара Косова), звучащие в первой и последней частях.
Ярким финалом вечера оказался «Прометей» – еще одно произведение, вступающее в диалог с античным мифом. Ван Чэньсюй назвал собрание своих камерных сочинений «Гармония света», и «Прометей» стал его сияющей кульминацией. Эта музыка подобна вулканическому пламени, словно некая пульсирующая и кипящая субстанция. Огонь для композитора – символ надежды в вечной борьбе с судьбой.
Ван Чэньсюй сделал многое, чтобы его музыка была доступна и понятна не только соотечественникам, но и российскому слушателю: русскоязычными были исполнители, ведущий и тексты программок. Вероятно, его творчество может занять достойное место на российской сцене.
Юрий Каспаров: Есть композиторы, которые пишут безостановочно