Sofia Gubaidulina  <br>Dialog: Ich und Du <br>The Wrath of God. <br>The Light of the End <br>Vadim Repin, Gewandhausorchester, Andris Nelsons <br>Deutsche Grammophon Релизы

Sofia Gubaidulina
Dialog: Ich und Du
The Wrath of God.
The Light of the End
Vadim Repin, Gewandhausorchester, Andris Nelsons
Deutsche Grammophon

Немецкая фирма Deutsche Grammophon, известная своим безупречным вкусом и высочайшим качеством звукозаписи, отмечает 90-летие одного из ведущих композиторов современности. В альбоме представлены произведения Губайдулиной в исполнении Лейпцигского Гевандхауз-­оркестра под управлением Андриса Нелсонса. «Для меня большая честь записать эти работы Софии Губайдулиной, сила, артистизм и гений которой отражены в духовной глубине ее музыки и ее фантастическом звуковом мире, – комментирует Андрис Нелсонс. – Я очень рад, что в альбоме представлены произведения, которые позволяют поделиться ее необычайной мудростью с каждым слушателем».

Диск открывается скрипичным концертом композитора «Диалог: Я и Ты» (2018). «Это сочинение рождено гением, и я приложу максимум усилий, чтобы убедительно воплотить его на сцене», – так говорил солист Вадим Репин, которому посвящен концерт. София Асгатовна написала свой третий скрипичный концерт под впечатлением творчества философа Мартина Бубера. Губайдулина считает свой концерт ответом на собственное же сочинение «О любви и ненависти», а точнее, на небольшой эпизод из этой оратории, который называется «Гнев Божий». Концерт явственно отражает характеристику композитора, данную ей The New Yorker: «…точное и исследовательское знание технических возможностей инструментов». Феноменальный талант скрипача-­виртуоза Вадима Репина, фантастическая энергия, исходящая от его исполнения, дают слушателю исключительную возможность почувствовать самую тончайшую эмоцию «диалога» скрипки и оркестра, приблизиться к пониманию мыслей и идей автора, их глубине, психологизму и трансцендентности.

«Гнев Божий» (2020) – второе сочинение из альбома, написанное композитором практически одновременно с «Диалогом», монументальное, эпическое, сверхдраматическое. В яростном и мощном исполнении Гевандхауз-­оркестра произведение воспринимается в некоторой степени эсхатологически и вызывает чувство близости развязки того состояния, в котором сейчас находится мир. В сочинении явственно слышны аллюзии к Девятой симфонии Бетховена, 250-летнему юбилею которого оно посвящено.

«Свет конца» (2003) – третье сочинение альбома. И это не «конец света», это не тоска и не меланхолия, а совсем наоборот. Возможно, это трагедия, но она – с неизменно оптимистическим финалом, согласно канонам Аристотеля.

В альбоме с точки зрения музыкального мастерства совпало все: гениальные творения композитора-­философа, изысканный вкус мирового бренда, безупречные блистательные исполнители – дирижер, оркестр и солист. Безусловно и вне всяких сомнений, диск найдет своих слушателей.