Ставить Царя по-новому События

Ставить Царя по-новому

Краснодарский музыкальный театр представил премьеру «Бориса Годунова» Мусоргского

В последние три-четыре года внимание к оперному творчеству Мусоргского вдруг выросло и особенно за рубежом. «Сорочинская ярмарка» в Берлине, «Борис Годунов» в Цюрихе и Нью-Йорке, планируемая (правда, теперь под большим знаком вопроса) русско-американская «Хованщина» в Большом… Мир как будто решил попристальнее посмотреть на непричесанного гения, поющего о трудных временах и исторических катаклизмах. «Борису Годунову», как политизированной вещи, везет в этом смысле больше всех. Летом 2021 года, в пандемию, ее представила Цюрихская опера – с дистанцированными оркестром, а главное, хором (не появляющимся на сцене), что позволило режиссеру Барри Коски крупным планом высветить напряженные взаимоотношения персонажей и наше отношение к ним – через фигуру молчаливого наблюдателя, постепенно вовлекаемого в конфликт. Также, уже осенью, «Борисом» открылся и новый сезон Метрополитен-оперы – после полуторагодовалого молчания театр афишировал русскую оперу в соседстве с премьерным опусом чернокожего композитора Теренса Бланшара. Здесь была избрана ранняя авторская редакция: «семь тесно связанных сцен, показывающих падение царя-убийцы и возвышение претендента Димитрия», –как об этом написал критик Алекс Росс, отметивший неослабевающую актуальность русской партитуры.

На этом фоне обращение Краснодарского музыкального театра к «Борису» хоть и единично в России, но не менее ценно. Так же, как и в Америке, театр, по совету дирижера Дмитрия Крюкова, посчитал нужным обратиться к авторской версии Мусоргского, пригласив в научные консультанты постановки сотрудников Государственного института искусствознания Евгения Левашева и Надежду Тетерину. Общими усилиями из взятых в оборот восьмиавторских и четырех неавторских вариантов (трех – Римского-Корсакова и одного –Шостаковича) появилась на свет эксклюзивная версия театра – в восьми картинах. В целом композиция следует по привычной канве, но с заметными вариациями: сцены в литовской корчме совсем нет, также серьезно урезан польский акт; новой же стала сцена «Сокольники на Днепре» – с величанием Самозванца.

Небольшой штрих с самого начала: вместо привычного гобоя первую тему вдруг затягивает фагот, интригуя, заставляя следить за музыкой. В ткани оперы, в знакомых фрагментах встречаешь метаморфозы, вариации, удивляешься колоритным словечкам в тексте, улавливаешь ту «обрывочность музыкальных фраз», о которой говорил в свое время Римский-Корсаков. Наверное, это то, что в интервью перед цюрихской премьерой отмечал и Кирилл Карабиц: отсутствие в «Борисе» привычной оперности и особый стиль Мусоргского – выпуклый, острый, непривычный. Мусоргский словно взывает к разгадке.

Однако разгадывать приходится не только музыкальный стиль, но и постановочный. В спектакле Ольги Ивановой никто тебя не ведет за руку, не пытается выстроить связь и напряжение между восемью сценами, которые предстают как бы нейтрально сменяющими друг друга. В таком варианте вообще сложно понять некоторые фрагменты – видимо, поэтому, например, Самозванец в четвертой картине предваряет свое основное соло буквалистской репликой: «Ночь. В саду. У фонтана». Впрочем, в помощь слушателю и бегущая строка – с переводом с «оперного» на русский, хотя дикция у краснодарской труппы не вызывает никаких претензий.

Артем Борисенко – Пимен

Драматургический нерв в «Борисе» не пульсирует: возможно, потому, что картины в своей сценографии очень похожи (и часто статичны внутри), колористика сцены – зеленовато-серый полумрак – выдерживается постоянно. Часто на практически пустой сцене властвует минимализм: отказываются даже от стола в келье – в итоге Пимен пишет свою летопись на полу(!). Художник-сценограф Виктор Герасименко, не мудрствуя лукаво, делает ставку на крупный план: будь то лик Богородицы (под мерно капающий то ли дождь, то ли снег), или мифическое животное на колонне, как в келье Чудова монастыря, или страшно выпирающая из кулисы горгона (правда, скорее похожая на химеру Нотр-Дама) в сцене польского бала. Рядом с такими укрупненными предметами (венцом которых служат громадные руки из пола – с державой и скипетром) герои оперы как-то теряются, цари – настоящие и мнимые – приравниваются кобычным людям. Невольно возникает и ощущение каких-то средневековых объемов и возможного ухода в фэнтези: даже жаль, что этого не случилось. Человеческое и менее архаичное возвращаются в хоровых сценах, которые несравненно более динамичны и наконец дают драме движение: так, во впервые представляемой российской публике сцене «Сокольники на Днепре», едва ли не лучшей по слаженности хора и оркестра, чувствуется неподдельный огонь.

Попытка как-то свежо представить оперу, предпринятая все же в сценографии и костюмах, практически не отразилась в вокальных работах. И в первую очередь в трактовке основных персонажей – Бориса Годунова, Самозванца, Марины Мнишек. Все певцы представили роли крупным помолом, без динамических градаций, достаточно формально. К москвичу Руслану Розыеву в роли Царя это относится в меньшей степени, но он слишком увлекся театрализацией образа (гиперболизировав манеру Шаляпина) в ущерб вокальной подаче: в некоторых, не единичных, моментах порой казалось, что еще немного, и он перейдет на декламацию. Удивительно, но более художественно убедительными были актеры второго плана: Артем Борисенко (Пимен), Игорь Горбань (Юродивый), Игорь Вялых (Шуйский). Певцы смогли рельефно провести свою партию, а Артем Борисенко – приглашенный столичный артист – показал летописца едва ли не как соразмерную Борису фигуру. В этом ему помогал оркестр под управлением Дмитрия Крюкова, сумевший преодолеть инерцию крупного штриха в начале и двинуться в сторону детализированного звучания, в котором, вероятно, и кроется тот новый Мусоргский, какого мы еще не слышали.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»