SOLD OUT! События

SOLD OUT!

В Башкирском театре оперы и балета представили премьеру оперы «Аттила» Верди

Чем привлекла внимание эта постановка, можно ли ее рассматривать как «прорыв» театра, обсуждают Евгения Кривицкая (ЕК) и Ольга Русанова (ОР).

ЕК Премьера была ожидаемой в нынешнем сезоне – не только в масштабе Уфы, но и в российском музыкальном сообществе. Об этом можно судить хотя бы по количеству критиков, которые съехались на постановку. Так бывает, когда проходят премьеры в Екатеринбургском театре оперы и балета или в Перми – в этот раз бомонд собрала Уфа. Причем приезжали не только на первый спектакль, когда Аттилу пел Ильдар Абдразаков, но на всю серию или на два показа, поскольку вызывали интерес и два других башкирских баса – Аскар Абдразаков и Артур Каипкулов, безусловно, внесшие свои краски в интерпретацию этой роли. Дополнительной интригой стал дебют Ильдара Абдразакова в качестве режиссера-постановщика. Вполне естественно, что, когда певец восходит на вершину, накапливает сценический опыт, ему хочется расширить рамки своей деятельности, попробовать себя в смежной профессии: некоторые, как Фишер-Дискау или Доминго, пробуют себя в дирижировании, другие делают заход в режиссуру.

ОР Башкирия – так уж случилось – оказалась родиной великолепных басов. Можно вспомнить, что и Шаляпин когда-то начинал учить Куплеты Мефистофеля в Уфе, в соседнем с оперным театром здании. И его дух как будто витает здесь. Ну а сейчас, действительно, сложилась мощная плеяда: помимо братьев Абдразаковых, тут вырос их молодой коллега Артур Каипкулов. И мне кажется, «Аттила» в данном случае – безошибочный выбор: редко в какой опере бас – заглавный герой. Предыдущая премьера, «Фауст» Гуно, тоже, как мне кажется, была вызвана именно наличием таких голосов. Впереди финальная премьера сезона – «Дон Жуан» Моцарта, где опять-таки акцент на низкие мужские голоса.

ЕК И правда, два центральных героя – Дон Жуан – баритон, Лепорелло – бас.

ОР Дирекция интуитивно выбирает эти названия, давая простор таким артистам. И хотя «Аттила» – не самая репертуарная даже в мире опера (а в Башкирии она была вообще поставлена впервые), все четыре премьерных спектакля прошли с аншлагами. Таким образом, спектакль получился кассовый, зрительский, все билеты были проданы (я специально уточняла в театре). Постановочная команда изначально едва ли была нацелена на получение каких-то премий, ибо в режиссуре нет новаций, модных трендов. Наоборот, все в исторических костюмах, как любит сам Ильдар – он признался, что является приверженцем классических постановок. И публика не просто поддержала его. Мы наблюдали настоящее сумасшествие в зале – нескончаемые овации, столпотворение на сцене после спектакля: все хотели сфотографироваться с главным героем, взять у него автограф, и это продолжалось, наверное, час. Но, помимо демонстрации любви к Ильдару, как национальному герою, люди явно оценили красоту и зрелищность спектакля. Это ведь то, из-за чего в свое время пришел в театр и стал оперным певцом и Федор Шаляпин. Пришел из своей Суконной слободы, увидел красочные декорации, позолоту, словом, другой, прекрасный мир, и захотел в нем остаться.

ЕК Когда нам предлагается традиционная режиссура, важно, чтобы она была музыкально наполнена. Здесь титулованного исполнителя главной партии сопровождала «свита» – удачно подобранный состав: опытные тенора из Мариинского театра – Евгений Акимов и Сергей Скороходов в партии Форесто, солист «Новой Оперы» Василий Ладюк – в партии Эцио. Героиня здесь всего одна – Одабелла, дочь наместника Аквилеи. Она охвачена жаждой мести, несмотря на то, что Аттила одаривает ее благосклонностью. Образ такой воительницы создала солистка Башкирской оперы Лариса Ахметова. Не все в ее партии получилось ровно – на первом спектакле она постепенно входила в образ, но в финальных сценах распелась и в целом была убедительной.

Отдельно я бы акцентировала внимание на звучании оркестра и хора. На мой взгляд, оркестр звучал по-европейски собранно, шел за солистами, иногда сознательно уходя на второй план (дирижер-постановщик Артем Макаров). У солистов, очевидно, были сложившиеся трактовки, особенно у Ильдара Абдразакова, который участвовал в этой партии во многих постановках – в конце прошлого года, в Ла Скала, к примеру. Хор также порадовал хорошим ансамблем с оркестром, качественной артикуляцией итальянского текста и отточенной интонацией (хормейстер Александр Алексеев).

ОР У меня интервью с Ильдаром началось со слов: «Вы как будто срослись с Аттилой». Действительно, этот герой – его alter ego. Именно с «Аттилы» началось его настоящее вовлечение в оперу: с арией короля гуннов он победил на конкурсе в Италии… А в последние десять лет Ильдар Абдразаков эту партию поет, можно сказать, непрерывно, без него не обошлась ни одна крупная постановка в мире. За эти годы образ в его сознании невероятно углубился, укрупнился… Кто такой Аттила? Вроде бы гунн, варвар, который возглавил вторжение в Италию в V веке н. э., но Ильдар его сейчас играет (а он его действительно играет, а не просто поет) скорее как жертву. Жертву вероломства, жертву предательства близких друзей и возлюбленной Одабеллы, ставшей его женой. Да, он был самонадеян, думал, что всемогущ и крут. И, казалось бы, он и был такой мощной фигурой – не только в опере, но и в реальной истории. Но нет: предатели мстят, делая короля гуннов беспомощным и беззащитным. Аттила погибает.

То, что Абдразаков создает не злодея, а объемный, многослойный образ, мне кажется, очень важно. И это гораздо важнее, чем навороченная режиссура, потому что его герой наполнен содержанием изнутри, Ильдар в этом образе по-настоящему живет. И вкупе с яркой вердиевской музыкальной драматургией все это работает убедительно и сильно. Вообще уже сам факт, что первый и главный на сегодняшний день исполнитель этой партии в мире возглавил процесс создания башкирской премьеры, придает вес этой постановке, делает ее нерядовой, непроходной. К тому же у Ильдара изначально была нацеленность на долгоиграющий спектакль. В интервью, которое он дал Юлии Чечиковой в «Музыкальной жизни», артист сказал о том, что есть проектные спектакли – на один-два сезона, а есть те, что созданы всерьез и надолго. «Аттилу» Абдразаков мыслит именно таким спектаклем-долгожителем. Кстати, это установка чувствовалась во всем. Как мне сказал в интервью дирижер-постановщик оперы Артем Макаров, это самая дорогостоящая постановка театра в последние годы. На нее, действительно, был получен грант руководства республики, который позволил пошить дорогие, невероятные костюмы – около 400 штук…

ЕК Если быть совсем точным, то их, по словам директора Башоперы Ильмара Альмухаметова, – 362. Художник-постановщик и автор костюмов – актер и режиссер Иван Складчиков, который как художник-оформитель известен по шоу-проекту «Прекрасная М», шедшему в петербургском Ленинград Центре. Как объяснил Иван, ему не интересно было делать современный спектакль, потому что «там негде разгуляться как художнику». И по обоюдному согласию с Ильдаром решено было сделать такую классическую постановку с «погружением» в старину. В одном из интервью Иван пояснил, что хор – «это жители Аквилеи, потом мы переодеваем их в римлян – и это совершенно другие костюмы, которые должны друг с другом сочетаться, дружить с костюмом Папы и облачениями монахов».

Действительно, проделана серьезная исследовательская работа, и, между прочим, эта красота пошита в цехах театра, люди все эти аппликации, вышивки делали своими руками.

ОР По поводу костюмов – мне кажется, что здесь главное не столько историческая достоверность, сколько условно-исторический образ. Я уверена, что обыкновенный зритель не станет докапываться, действительно ли такие костюмы были у римлян или гуннов. Зрителю важна зрелищность, впечатление, образность. И постановочной команде удалось этого добиться. Именно в этом, если хотите, «фишка» данного спектакля. Интересно, что за неделю до премьеры было придумано необычное дефиле с этими костюмами – чего обычно не бывает: оригинальное, интересное и в данном случае весьма оправданное событие.

Вообще, в буклете приводятся любопытные цифры (это такая небольшая «книга рекордов»): например, хор переодевается по ходу спектакля (не такого уж и длинного, кстати, – всего около двух часов) аж четыре раза! Далее: помимо невероятного количества костюмов, было сшито еще и 180 пар обуви… И так далее…

То, что все это происходит в региональном театре – пусть и очень известном, связанном с именами Нуреева, Шаляпина, – это мощный прорыв для труппы. Плюс – работа с такими артистами, как братья Абдразаковы, как приглашенные солисты – Василий Ладюк, Сергей Скороходов и другими, – это большая школа для труппы, как мне кажется. Потому что спектакль по многим параметрам (по составам, в частности) приближается к западным стандартам. Хочу согласиться с высокой оценкой музыкальной стороны вопроса. В такой классической постановке, местами напоминающей «концерт в костюмах», то есть не перегруженной режиссерскими находками, особая нагрузка ложится не только на певцов, но и на хор, оркестр, на дирижера. В данном случае для оркестра и особенно хора, роль которого в этой опере велика, это был явный прорыв. В целом это весьма позитивная история. После премьеры «Аттилы», я уверена, труппа Башкирской оперы будет качественно другой. Хочу поздравить театр и пожелать труппе новой удачной премьеры «Дон Жуана» Моцарта (в начале июля).

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»