Сон в осенний вечер События

Сон в осенний вечер

В рамках фестиваля «Видеть музыку» Театр имени Н.И.Сац представил на Малой сцене спектакль «Сон (Пёрселла) в летнюю ночь (Бриттена)»

Комедийная пьеса Шекспира «Сон в летнюю ночь» неоднократно привлекала внимание композиторов, переносивших бессмертный текст в оперы, балеты и создававших музыку к драматическим спектаклям. С разницей более чем в 250 лет два английских композитора – Генри Пёрселл и Бенджамин Бриттен – вдохновились этим сюжетом, а уже в XXI веке их партитуры использовала Мария Фомичёва, тогда ученица курса факультета музыкального театра РАТИ-ГИТИС в классе Г.Г.Исаакяна, для своего дипломного спектакля, который затем был включен в афишу Театра имени Н.И.Сац и в программу Шестого фестиваля «Видеть музыку». Идея микса музыки из разных эпох оправдана тем, что Бриттен в своем творчестве вел диалог с Пёрселлом, используя его темы и делая обработки его композиций. Разграничение пластов показано исполнительскими средствами: фрагменты из Пёрселла даны под аккомпанемент клавесина, а исполнители поют на английском; Бриттен же поется в переводе Джемала Далгата на русский под фортепиано (концертмейстер – Владимир Белунцов).

Концепция спектакля основана на объединении лучших качеств обоих произведений. От Пёрселла взята гармоничность и умиротворение, от Бриттена – эмоциональная неустойчивость и нервная энергия. Эти два начала все время находятся в конфликте и в конце концов синтезируются в примиряющем финале. Мария Фомичёва погружается в природу эмоций и отношения к реальности. В русле этой идеи сцена с самого начала окрашена в сине-зеленые тона с подсветкой, усиливающей мистическую атмосферу (художник-постановщик – Валида Кажлаева). Интересно, что костюмы работы Алены Глинской при этом достаточно ординарные: где-то даже встречаются офисные пиджаки с галстуками и блузки. Такое противоречие объясняется тем, что так называемый «сон» на поверку оказывается чем-то большим. С началом действия персонажи срывают с себя огромное покрывало, застилающее сцену; на последних аккордах оно вновь покрывает действующих лиц. Похоже, что чары Оберона на самом деле пробуждают героев к жизни, но с рассветом они вновь погружаются в мир фантазий.

В центре внимания – три пары: правители страны эльфов Оберон (Дарья Сушкова) и Титания (Татьяна Алиева), молодые любовники Лизандр (Иван Журавлёв) и Гермия (Дарья Исаченко), более старшие – Деметрий (Петр Иванов) и Елена (Серафима Гиндина). В ансамблях между ними молодые певцы убедительно отыгрывали любовные отношения, переживая сомнения в измене и гнев ревности. На камерной сцене, где нет ни оркестровой ямы, ни занавеса, солистам намного сложнее налаживать взаимодействие друг с другом и игнорировать зрителей прямо рядом с собой. Лучше всего это получилось у Дарьи Сушковой: ее Оберон приковывал внимание пронизывающим взглядом, а гипнотизирующие, крадущиеся движения, словно у дикого хищника, постоянно держали публику в напряжении, лишь временами давая отдушину в ансамблях с Пэком (Гюльназ Гасанова). По контрасту с нешуточными страстями во втором акте в сюжете появилась комическая линия в лице Осла (Сергей Зимин), в которого влюбилась Титания. Обаятельная мимика и жестикуляция этого буффонного персонажа перетянули на себя все внимание публики. В его образе, больше чем где-либо еще, чувствовался настоящий дух шекспировского театра «под свежим воздухом».

«Сон (Пёрселла) в летнюю ночь (Бриттена)» – рискованный эксперимент, но завершившийся успехом. Это, конечно, не значит, что любые два спектакля на общий сюжет можно так же органично соединить. В данном случае, однако, неожиданная связь протянулась сквозь столетия в многообещающем дебюте Марии Фомичёвой на фестивале «Видеть музыку», осуществленном при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.